Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

Фото: Карагандинский Областной Государственный архив

Город получил свой статус в 1934 году и в будущем стал одним из ключевых промышленных центров республики. Здесь развивались металлургия, угольная промышленность, химическое производство и другие отрасли. Караганда стала важным экономическим центром. С течением времени и расцветом в Караганде возникли новые жилые районы, образовательные учреждения и инфраструктура. Город стал привлекать множество работников и специалистов со всего СССР, что способствовало его росту. Караганда стала символом индустриального могущества и трудового духа.

Эти люди, первостроители города, вложили много сил и усилий в его развитие, строительство предприятий и жилых кварталов. Благодаря их труду и преданности, Караганда превратилась в мощный индустриальный центр и один из крупнейших городов Казахстана. Их вклад в развитие города остается неоценимым и останется в памяти жителей Караганды. Но необходимо знать и помнить, как все начиналось. Нам захотелось представить вам несколько очерков тех людей, кто стоял у истоков. Давайте вспомним, как это было?

Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

Город Караганда обязан своим рождением залежам каменного угля, расположенным в недрах Центрального Казахстана. Только за один 1931 год в Караганду прибыло 12,5 тысяч человек, а ввод жилья составил 13 тысяч квадратных метров. Такой дисбаланс с каждым годом нарастал. Вопрос возведения крыши над головой стал заботой самих «утопающих». Те, цепляясь за «соломинку», саман, глину, старые шахтные крепи, стали возводить убогие хижины. Земельные участки отводились прямо у стволов шахт. Так было положено начало самовольному кустарному строительству жилья на территориях, предназначенных под выработки угля.

Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

За три предвоенных года Новый город сделал большой шаг на пути своего развития. Возникали первые кварталы, застраиваемые двух и трехэтажными кирпичными домами. Начиналось формирование первых улиц, размещенных на северных окраинах города. Это улицы Амангельды, Доскея, Джамбула. Начинала формироваться застройка у въезда в город со стороны угольной промзоны. Закладывались здания административного, бытового назначения, здания облисполкома, школы, кинотеатра «Октябрь», гостиницы, и травматологической больницы, музыкальной школы и многих других остро необходимых объектов обслуживания. Тогда строились и шахты.

Карагандинские шахты сегодня полны оборудования, а многие процессы давно автоматизированы. Шахтерский труд всегда считался очень сложным, но раньше он был еще сложнее. Нам удалось найти очерк человека, который таскал вагонетки вручную. Толкал весом собственного тела, который в те годы вряд ли был достаточно большим.

Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

«Приехал я в Караганду в 1931 году в возрасте 21 года. Была у меня уже семья: жена и сын. Поступил работать на строительство железной дороги Караганда – Балхаш. Тогда железная дорога была только до станции Новая Караганда, еще недостроенная, времянки и поезда ходили с очень маленькой скоростью. Строительство дороги производилось вручную с помощью лопаты, кирки, тачки, носилок. Некоторое время материалы подвозились на лошадях, но из-за отсутствия кормов они дохли. Из-за тяжелого труда и нехватки питания и одежды на стройке, была очень большая текучесть рабочей силы. Да и руководящих работников, имеющих образование, почти не было. Прорабами и десятниками были люди с 2-5- классным образованием. 7 февраля 1932 года я поступил работать на шахту № 2 им. Горького. Это была одна из первых шахт Караганды. Жил я в то время в бараке-общежитии, а жена и дети в поселке Компанейск. Вначале я работал саночником, затем, через 1-2 недели меня повысили и перевели вагонщиком. О труде саночника, конечно, трудно рассказать и сравнить с техникой, которой оснащены современные шахты. Да и вагонщиком работать было нелегко. Никаких подтяжных лебедок не было, вагонетки переталкивались только собственной силой, пути были залиты водой и грязью. Да, тяжелый был труд шахтера. После войны постепенно стала улучшаться культура производства. Особенно резко все изменилось, когда мы перешли в 1954 году на шахту № 35. Шахта вертикальная, широкие, закрепленные металлом штреки, подземный трамвай. Во всех лавах комбайны, а в штреках проходческие машины. Большинство рабочих живут в многоэтажных домах, в благоустроенных квартирах в Новом городе и Новом Майкудуке. Живем мы в собственном доме вдвоем со старухой, Александрой Ивановной. Я с 1959 года на пенсии по старости. Получаю 120 рублей в месяц. Имеем свой сад, огород. Иногда вырастим кабанчика, держим кур, так что всего у нас в достатке. Хотя сами не могли в царское время учиться, зато дети получили хорошее образование. Имеем с матерью 9 внуков и внучек. Вот весь мой короткий рассказ», - из воспоминаний Кирилла Степановича Бортникова.

Сейчас у каждого жителя Караганды есть бесперебойный доступ к питьевой воде и электричеству. Мы каждый день готовим кушать на электроплитах, принимаем в душ в комфортной ванной, где вода исправно льется по трубам. Но когда-то всего этого не было. Когда-то люди вручную копали траншеи, натирая руки до кровавых мозолей. Один из очерков того времени смог пролить свет на строительство многих объектов, в том числе Центральной электростанции и водопровода, которыми мы пользуемся и по сей день.

Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

«Приехал в Карагандинскую область в 1931 году и поступил на строительство железной дороги Вишневка – Осакаровка. В 1932 году перешел на строительство ЦЭС. Когда ЦЭС приближалась к вводу в эксплуатацию, меня с другими товарищами направили на рытье канавы для водопровода от Темиртау до Караганды. Преодолевая большие трудности, мы успешно копали траншею до 2-х метров глубины. В декабре 1932 года я поступил работать на шахту № 7. Здесь я работал откатчиком, потом плиточным. В годы Отечественной войны я работал по 12-16 часов. За доблестный труд я награжден грамотами, медалями и занесен в книгу почета шахты 8/9», - из воспоминаний Кирилла Захаровича Еремеева.

Сейчас наши дома полны тепла, уюта, текстиля и мебели. Наши окна плотно закрыты в любую непогоду, а малейший прохладный ветерок заставляет покрываться мурашками. Мало кто любит сквозняки, или промокать под дождем. Особенно, если на улице то плюс, то минус. Первостроители прекрасного 90-летнего города не понаслышке знали о том, что такое холод. «В тесноте, да не в обиде» – можно назвать следующий очерк.

Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

«Я родился в 1915 году в Сталинградской области Ждановского района, село Серино. 14 августа 1931 года приехали в Караганду и выгрузились, где сейчас ЦЭС, тогда была там голая степь, того же числа переехали в Новую Тихоновку, где было одно название. Сразу же начали организовывать бригады для строительства жилых домов, и временно построили землянки, кто как мог. Со мной были мать, сестра и брат, оба были еще меньше меня, а отца привезли несколько раньше. И вот организовали бригады и начали строить дома из дерна, который резали вручную лопатами. Меня избрали бригадиром, так как я имел образование 4 класса, в то же время строительство развернулось - поселок Компанейск, Майкудук, Пришахтинск и другие. Проработал я на строительстве до ноября, то есть до снега, пока перешли в дома, которые были еще не покрыты, не мазаны и без окон, а печки уже сложили. А все недоделки доделывали над своей хаткой, которые были из плетеного хвороста, во время дождя и снега квартиры не были перегорожены и в одном доме зиму жили примерно 16 семей, то есть 50-60 человек. А летом 1932 года начали благоустраиваться и до настоящего времени с каждым днем все лучше и лучше. В 1934 запустили ЦЭС, которая день давала энергию, два не давала, а то и час дает, три нет. Судя по вышеизложенному, строительство Караганды не стоит, то есть в местах голой степи на моих глазах выросли большие города с зелеными красивыми проспектами, театрами, больницами, детскими садами, техникумами, институтами, школами, зелеными парками, асфальтированными дорогами и вместо верблюдов, лошадей и овец, не перечтешь многочисленных красивейших марок автомобилей, обгоняющих друг друга, а вместо старенькой лопаты на строительстве не окинешь глазом и не перечтешь башенные краны и другую сильнейшую технику», - из воспоминаний Ивана Аверьяновича Попукалова.

Открывая страницы истории: воспоминания строителей Караганды

Однако что объединяет всех этих и еще миллионы похожих людей того времени? Вера в лучшее. Они верили и старались, работали не покладая рук, лопат, кирок. Они строили дома, возвышали привычные для нас сегодняшних сооружения, засаживали кустарником и деревьями парки и скверы. Сейчас все это кажется таким привычным и обыденным. Мало кто удивляется, выходя на проспект Бухар жырау или на любую другую улицу, несчетному количеству жилых домов, магазинов и тротуаров. Но историю надо знать и надо помнить. Нужно благодарить людей за их труд, за нашу с вами красивую Караганду!

Фото и тексты очерков были предоставлены Карагандинским Областным Государственным архивом

Обратите внимание