Фото: 24KZ
Проект реализуется в соответствии с поручением Главы государства по наращиванию экспорта товаров агропромышленного сектора. Одним из первых участников программы стала компания BidayShah, которая специализируется на поставках казахстанской сельхозпродукции за рубеж.
Как рассказал директор ТОО «BidayShah» Даурен Омеркулов, при поддержке зернового оператора его компания уже заключила четыре экспортных контракта с покупателями из Кыргызстана, Узбекистана и Китая. На рынки этих стран отправится продукция сельхозтоваропроизводителей Карагандинской области: ТОО «Агросинтез», ТОО «4 Luck», ФХ «Нурасыл», ФХ «Карагайлы».
«Наше сотрудничество с хозяйствами Осакаровского района началось в 2022 году. Обычно мы стараемся закупать зерно у аграриев по цене выше рыночной, чтобы фермеры могли получить свою выручку и поддерживать рентабельность бизнеса. Реализация товара на внешних рынках позволяет вести расчёты в валюте, а благодаря реальному покупателю деньги возвращаются в течение трех-четырех недель, в зависимости от договора», — пояснил Даурен Омеркулов.
По его словам, агропредприятия уже завершили погрузку пшеницы и семян льна. В ближайшие дни 19 вагонов с сельхозпродукцией прибудут в Кыргызстан, остальные 16 поступят заказчику из Узбекистана. На оперативность совершения сделки позитивно повлияло содействие государственного зернового оператора.
«Продкорпорация помогла не только с поиском покупателей, но и с согласованием дополнительных планов перевозок по железной дороге, а также предоставила нам надежных экспедиторов. Самостоятельно нам было бы сложнее найти импортеров в короткие сроки, заключить контракты и обеспечить доставку», — отметил трейдер.
По мнению Даурена Омеркулова, казахстанские производители и экспортеры сельхозпродукции заинтересованы в новых рынках сбыта, но главным сдерживающим фактором для них становятся вопросы логистики.
«Сектор АПК сегодня находится в состоянии сжатой пружины, ему нужно чуть-чуть помочь в логистике, и эта отрасль выстрелит. Из-за географической удаленности от емких платежеспособных рынков нашим производителям и трейдерам приходится тратить существенные деньги на доставку товара, что автоматически делает его неконкурентоспособным по цене. Поэтому субсидирование транспортных расходов станет существенным вкладом государства в развитие экспорта. Тогда у мелких и средних трейдеров, небольших агрокомпаний появится больше возможности выйти на мировые рынки», — считает эксперт.
Сейчас Правительство разрабатывает механизм возмещения расходов экспортеров на транспортировку зерна на приоритетные рынки, в том числе Азербайджан, страны Евросоюза, Северной Африки, Иран, Афганистан и Юго-Восточную Азию. Даурен Омеркулов убежден, что результат этой работы не заставит себя долго ждать. Высокий покупательский потенциал новых рынков будет стимулировать производителей казахстанской продукции осваивать зарубежные направления. И еще один важный момент: когда фермер поймет, какие виды продукции пользуются спросом у покупателей разных стран, он быстрее перейдет к диверсификации производства.
«Кому интересно выращивать что-то новое, если он не знает, кто это купит? Вопрос упирается в рынок сбыта. В нашей стране можно производить широкий спектр культур, но они остаются невостребованными на локальном рынке. Казахстанцы, например, больше предпочитают изделия из мягкой пшеницы, а не из гречневой муки — это просто не входит в наши привычки. Да, доля таких продуктов постепенно растёт, но давайте смотреть объективно: через 10 лет их потребление не увеличится в десять раз. При этом на внешних рынках, особенно в Европе или Азии, спрос на такие культуры есть. Сейчас Юго-Восточная Азия активно открывает для себя новые виды продукции. Европа интересуется органическими товарами, внутренний Китай, где живёт 80% платежеспособного населения, также ориентирован на нишевые культуры. Все это создает для казахстанских производителей и трейдеров дополнительные возможности», — подчеркивает эксперт.
До конца маркетингового года BidayShah планирует экспортировать порядка 10 тыс. тонн зерна. В основном компания сосредоточена на поставках льна и зернобобовых культур на внешние рынки. В перспективе планирует расширять наименования экспорта, есть желание продавать гречиху и нут иностранным потребителям.
Даурен Омеркулов рассчитывает и дальше продвигать экспортные партии зерна через Продкорпорацию. Вместе с тем, он подчеркивает необходимость консолидации усилий государства и бизнеса. В частности, на базе национальных компаний по продвижению экспорта KazakhExport, KazTrade и Продкорпорации предлагает создать диалоговую площадку для трейдеров.
«Один в поле не воин. Мелкому трейдеру с небольшими объемами трудно конкурировать на рынке. Из-за отсутствия согласованности мы теряем возможности. Чтобы выходить на крупные рынки, нужно объединяться, договариваться и совместно преодолевать барьеры. Это повысит рентабельность и поможет открыть новые горизонты для казахстанской агропродукции», — подытожил директор ТОО «BidayShah» Даурен Омеркулов.
Комментарии закрыты.