Кадр видео
Уголовное дело поступило в суд 3 октября. Карагандинке предъявлено обвинение по статье 174, части 1 Уголовного кодекса Казахстана — «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной розни».
Прокурор Фарида Садуова в начале процесса ходатайствовала о проведении процесса в закрытом режиме. Её поддержали подсудимая и сторона защиты. Но судья Аргын Кутышев не удовлетворил ходатайство, отметив, что процесс открытый.
Судебное следствие по делу о разжигании религиозной и межнациональной розни прошло сегодня в сокращённом порядке.
Перед началом допроса подсудимой прокурор огласила обвинение. В зале воцарилась напряжённая тишина — присутствующие внимательно слушали, как она зачитывает выдержки из экспертиз и комментарии, ставшие основанием для уголовного дела.
«Находясь у себя дома, используя социальные сети с телефона iPhone 15 Pro Max, Мухамадиева, действуя под ником «Алика Августова», опубликовала комментарии, в которых содержались признаки оскорбления религиозных и национальных чувств граждан. Осознавая, что её публикации станут доступны широкому кругу пользователей, она допустила высказывания, унижающие честь и достоинство лиц, исповедующих ислам и относящихся к казахской национальности», — зачитала материалы прокурор Фарида Садуова.
Прокурор отметила, что, согласно результатам экспертиз, опубликованные тексты могли сформировать негативное общественное мнение и спровоцировать конфликт на межконфессиональной почве.
«Действия подсудимой квалифицируются по статье 174, части 1 Уголовного кодекса — «Разжигание религиозной и национальной розни», — подчеркнула прокурор.
После этого судья предоставил слово стороне защиты. Первым право допрашивать подсудимую получил ее адвокат Тимур Солодуха. Подсудимая поднялась и на первых же словах не смогла сдержать слёз. Она признала вину полностью и публично раскаялась.
«Мне очень стыдно перед обществом, перед всеми, кого я обидела. Особенно перед мусульманами, перед людьми, которые искренне следуют своей вере. Я никогда не хотела никого оскорбить, но поняла, как больно могут ранить слова», — сказала Мухамадиева.
Она рассказала, что её высказывания появились в момент сильного эмоционального кризиса — после смерти бабушки и затяжной бессонницы.
«Я уже 86 дней под стражей. Каждый день думаю о дочери. Отец приходил ко мне и рассказывал, что она по ночам просыпается и спрашивает: «Где моя мама?» Мне больно осознавать, что я сама лишила её возможности быть рядом со мной», — призналась подсудимая.
Интересы подсудимой представляют два адвоката и отец, который выступает в суде в качестве общественного защитника. Алика Мухамадиева находится под стражей в СИЗО с июля этого года. Она признала, что всё произошедшее стало для неё тяжелым, но важным опытом, заставившим переосмыслить свои поступки.
«Я многое поняла. Удалила все страницы в соцсетях и больше не хочу быть частью ненависти. Теперь я знаю, как важно думать, прежде чем говорить», — добавила она.
Адвокат подсудимой Тимур Солодуха после заседания отметил, что его подзащитная осознала всё, полностью признала вину и раскаялась. По словам защитника, признание вины и раскаяние, а также наличие малолетнего ребёнка являются смягчающими обстоятельствами.
«Мы будем добиваться назначения наказания, не связанного с лишением свободы. Закон предусматривает альтернативу — ограничение свободы либо штраф. Максимальный размер штрафа по данной статье, если не ошибаюсь, составляет около 12 миллионов тенге, но суд может назначить и меньшую сумму, с учётом всех смягчающих обстоятельств. Подсудимая осознала, что её высказывания вызвали общественный резонанс и могли задеть чувства верующих, в том числе мусульман и лиц казахской национальности. Она искренне раскаялась и готова понести наказание, которое не связано с изоляцией от общества», — сказал адвокат Тимур Солодуха.
Судебное следствие по делу завершено. Суд объявил, что перейдёт к прениям сторон на ближайших заседаниях. Подсудимую вывели из зала суда под конвоем.
Фото и видео Tengrinews.kz