Без пробок и с безопасностью: на дорогах Караганды завершено внедрение системы ИТС


Фото автора

Как поясняют в акимате Караганды, программу стали тестировать ещё с конца 2024 года. Постепенно система внедрялась на разных участках, проходила проверку и настройку. Сейчас процесс полностью завершён.

«В настоящее время интеллектуальная транспортная система полностью реализована от компании «Мегаполис». Работы по её внедрению завершены. В системе находится 206 светофорных объектов, подключены они в единый командный центр, где осуществляется мониторинг и наблюдение», — делится Дастан Оспанов, главный специалист сектора пассажирского транспорта ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Караганды».

Благодаря внедрению ИТС теперь работа светофоров регулируется централизованно. Операторы круглосуточно следят за ситуацией на дорогах, имеют возможность дистанционно менять режимы и мгновенно реагировать на изменения дорожной обстановки. Это позволяет разгружать проблемные участки, предотвращать образование заторов и оптимизировать движение.

«Все светофорные объекты в городе скоординированы друг с другом. Это позволяет разгружать транспортные потоки, отходить от заторовых ситуаций. Также в случае перекрытия автомобильной дороги моментально координировать режим, преобразовывать», — поясняет Дастан Оспанов.

В рамках проекта была проведена масштабная модернизация: заменены дорожные контроллеры на 150 объектах, установлено современное программное обеспечение и новые светофоры. Часть из них оснащена видеодетекторами, которые анализируют потоки машин и передают информацию на контроллеры. Далее система с элементами искусственного интеллекта подбирает оптимальную фазу переключения сигналов.

Специалисты подчёркивают, что алгоритм работы ИТС построен таким образом, чтобы исключить резкие изменения и обеспечить безопасность всех участников дорожного движения.

«Сначала идёт 4 моргания зелёного сигнала, затем 3 моргания жёлтого сигнала. Что касается пешеходов, то минимальное горение светофора для пешеходов — пятнадцать секунд, чего достаточно, чтобы пройти с одной стороны на другую», — уточняет Дастан Оспанов.

Система внедрена и на крупных магистралях, и на перекрёстках с редкой загруженностью, Т-образных перекрёстках. В последнем случае используются так называемые «вызывные фазы». При подъезде автомобиля к перекрёстку светофор включает зелёный сигнал только тогда, когда это необходимо. Такой режим применяется, например, на перекрёстке от 32-го квартала в сторону 7-й магистрали по улице Терешковой.

Отдельное внимание уделено безопасности. В Караганде начали убирать таймеры обратного отсчёта на светофорах. Многие водители заметили это и обсуждают нововведение, однако специалисты уверены, что решение оправдано.

«Продолжается работа по демонтажу таймеров обратного отсчёта времени в связи с тем, что регулярно, в зависимости от потоков транспорта, у нас меняются режимы работы светофорных объектов. В связи с этими изменениями не всегда получается скоординировать с основным сигналом светофора. Поэтому демонтируем. Также водители, видя на таймере последние секунды вместо того, чтобы сбавить скорость, они ускоряются. В Шымкенте такой способ использовали для того, чтобы снизить среднюю скорость», — говорит Дастан Оспанов.

Сегодня более 60 объектов уже работают в режиме «зелёной волны». Это значит, что автомобилисты могут проехать значительные участки города без лишних остановок на перекрёстках. На основных магистралях уже заметны улучшения: потоки стали более равномерными, а время в пути — короче.

Стоит отметить и техническую сторону вопроса. Все объекты работают через GSM-модули. Даже если интернет временно недоступен, гибкое регулирование не прекращается: контроллеры продолжают работать в автономном режиме. В центре управления специалисты следят за ситуацией круглосуточно, обеспечивая стабильность системы.

«Стоит отметить, что работают ИИ светофоры от GSM-модулей, если не будет работать интернет, то гибкое регулирование не выключится, потому как контроллер уже запрограммирован работать», — добавил Дастан Оспанов.

Караганда вошла в число городов Казахстана, где дорожное движение регулируется с помощью искусственного интеллекта. Специалисты уверены, что внедрение интеллектуально-транспортной системы улучшило пропускную способность улиц, снизило количество пробок и повысило безопасность.
 

Источник: ekaraganda
Городская жизньНа дорогахОбществоФото