Кадр видео
Эти кадры крушения частного самолёта близ Астаны случайно снял очевидец. На борту находились пилот и пассажирка — оба погибли. По факту происшествия начато досудебное расследование.
Полтора месяца назад в районе аэродрома Жоламан также разбился легкомоторный самолёт. Тогда погибли двое. Обе аварии произошли вблизи столицы. После двух трагедий в Казахстане началась масштабная проверка операторов авиации общего назначения. Всего будет проинспектировано 49 воздушных судов.
Адильжан Султанов, директор Департамента лицензирования АО «Авиационная администрация Казахстана»:
– В первую очередь будут проверены сами воздушные суда в рамках действующих сертификатов лётной годности. Проверят также авиационный персонал — пилотов воздушных судов. У нас есть требования типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полётов. Будет проверено прохождение этих подготовок.
В рамках проверок оценивается техническое состояние судов и квалификация пилотов. Специалисты изучают, проходили ли лётчики необходимую профессиональную подготовку. По требованиям каждый пилот должен ежегодно подтверждать квалификацию.
Свидетельство на право полётов выдаёт уполномоченный орган после обучения в сертифицированных центрах. Один из них работает в Карагандинской области. Ежегодно он выпускает до 12 частных пилотов. Курс длится от шести до девяти месяцев.
Амангельды Шагапов, заместитель директора авиационного учебно-тренировочного центра:
– Это 165 часов теоретической подготовки по 12 модулям. После окончания теоретической части идёт так называемый граунд-тренинг: 16 часов наземной подготовки, не менее 8 часов занятий на тренажёре. Далее — предварительная подготовка, минимум 4 часа. После этого курсанты приступают к практике: не менее 45 часов налёта и 1 час лётного экзамена.
Каждое воздушное судно проходит обязательную сертификацию. Документ действителен в течение года и подтверждает его техническую исправность. После истечения срока требуется повторная проверка. Некоторые самолёты не предназначены для выполнения фигур высшего пилотажа. Об этом владелец должен знать при покупке.
Умирбек Кенесбаев, президент Казахстанской ассоциации малой авиации:
– Для выполнения фигур высшего пилотажа нужны специально подготовленные воздушные суда. В основном это самолёты советского периода — семейства Яковлева: Як-18, Як-52. Сам лётчик тоже должен быть готов. Покупая самолёт, он должен понимать: выполнить, например, мёртвую петлю на такой машине нельзя — она может развалиться в воздухе.
Для выполнения фигур высшего пилотажа пилот обязан пройти углублённую медкомиссию и специализированную подготовку. Массовые проверки в малой авиации направлены на снижение числа аварий и усиление контроля за безопасностью. По их итогам будут приняты меры в отношении технического состояния судов, подготовки пилотов и соответствия операторов установленным нормам.