Фото автора
Напомним, что персональные выставки авторы фотоклуба «Караганда» проводят не часто: «Немодный» — лишь четвёртая за пять лет работы объединения. Сама же экспозиция концентрируется на установках, которые, по словам и Александра Ермакова, и руководителя фотоклуба Тимура Кудеринова, всё-таки проникают в общество, предъявляя новые требования к мужчинам.
«Конечно, я ни в коем случае не снимаю ответственности с мужчин – она была с нами исторически, однако лишний раз навешивать на людей ярлыки тоже, думаю, неприемлемо. От этого и отталкивался, давая название своей экспозиции. Мужчина тоже может ценить красоту, может иметь суровый нрав, он может создавать семью и заботиться о близких. В беседе с одним из редакторов журнала несколько лет назад мне сказали: «Вы больше подходите Esquire» – и это означало, что я не нахожусь в каких-то современных тенденциях фотографии. Снимаю на среднеформатную плёнку на свой Mamiya 6х7 и распечатываю снимки вручную, люблю так называемый «старый стиль» фотографий – которые делали в период от 60-х и до 90-х годов», — поделился Александр Ермаков.
К фотоклубу карагандинец присоединился несколько лет назад. В целом же Александр известен как производитель сумок из кожи – но снимки собственного товара в выставке решил не использовать, чтобы сконцентрироваться на художественной съёмке.
Что касается бизнеса, фотограф поделился: скажи он сам себе лет 15 назад, что будет заниматься именно таким делом – не поверил бы. За свою жизнь он успел поработать с разными материалами – в том числе и музыкальные инструменты создавал, а в конце 2013 года попробовал воспроизвести сумку – это его увлекло, а позже продукт начал продаваться. Сейчас сумки разъезжаются по всему миру, а среди самых дальних точек Александр назвал США, северные страны и… базовый лагерь горы Эверест.
Кстати, в журнал Esquire Kazahstan снимки Александра Ермакова всё же попали – и они представлены на выставке в музее: это серия «100 лет под землёй» с участием шахтёров.
«Моими героями стали шахтёры во втором и третьем поколении, у которых суммарный стаж работы под землёй насчитывает сотню лет и больше. Я пришёл на шахту Костенко, спросил, есть ли там такие работники, и отснял портреты. Отправил снимки – взяли», — поведал Александр Ермаков.
Еще одним героем фотографа стал карагандинец Эдуард Камалов – преподаватель истории и барабанщик группы «Ангар 17», которая выпустила первый альбом в 2019 году. Снимки с Эдуардом – строго брутальные, суровые, но обаятельные. История такого тандема проста: вместе с Эдуардом Александр когда-то играл в той самой рок-группе, мужчины до сих пор дружат.
«Эдуард – человек творческий и не боящийся экспериментов, с ним легко работать. Надо сказать, что не всех можно уговорить на такие съёмки. То есть, я не пытался уговаривать многих, но для таких фото всё-таки нужна определённая смелость и раскованность», — рассказал Александр Ермаков.
Среди экспонатов выставки «Немодный» не только серии фоторабот и мужские портреты, но и женские. Один из центральных – фото матери и малышки-дочери. На этом снимке – супруга Александра Надежда и дочь Ева, его главные модели.
«Эта фотография родилась по ходу работы: мне нужно было заснять жену с дочерью. Мы находились в студии, и уже на месте мне пришла идея Мадонны с младенцем: позади я расположил два чёрных полотна, супруга взяла дочь на руки, мы сделали фото. Произошло это два года назад – на снимке дочке было полгода», — поделился Александр Ермаков.
Особое место в экспозиции занимает серия пейзажей заброшенных построек – холодных и загадочных, сделанных летом в допандемийные годы, в районе Фёдоровских дач. Глубокого смысла, отметил автор, в них не вкладывал – хотел запечатлеть момент. Тогда Александр с супругой снимали рекламу сумок, искали новые локации – погода была пасмурная, собирался дождь, и этот миг сыграл фотографу на руку.
Фотоклуб «Караганда», добавил Тимур Кудеринов – единственная организация в Казахстане, способная проводить выставки одну за другой, поскольку авторы стабильно снимают, работ хватает. Однако у клуба нет собственного выставочного зала, а львиная доля расходов в подготовке к выставкам уходит на печать – и всё упирается ещё и в финансы, поэтому объединение находится в поиске спонсоров, а в день открытия даже объявили краудфандинг. Тем не менее июнь этого года стал для фотоклуба удачным месяцем: случай распорядился так, что в течение июня фотографы представят в музее ещё две выставки – одну сборную, которая откроется 13 июня, а следующую, ближе к концу месяца – выставку приглашённого автора.
«Что касается нынешней выставки, Саша – личность многогранная, и думаю, благодаря этому и работы у него разноплановые. В экспозиции в основном представлен монохром – но снимки абсолютно разные, начиная от портретов и заканчивая пейзажами», — отметил Тимур Кудеринов.
На открытие выставки поддержать Александра Ермакова пришло немало фотографов. Сергей Кочмарёв из темиртауского фотоклуба «Сплав» назвал снимки коллеги классикой жанра, Данияр Бисембаев подчеркнул мастерство Александра и пожелал новых выставок не только в Казахстане, Руслан Телегин рассказал историю об удачном случайном фото с Александром и героинями его снимков. Научный сотрудник музея Айгуль Омарова подчеркнула высокий художественный вкус автора, а художественный руководитель фотоклуба «Караганда» Юрий Варыгин – стиль.
«Шахтёры в работах Александра – натуральны, открыты. Он очень тонко чувствует людей, а это важно, чтобы хорошо подать снимок. Его пейзажи опустевших дачных локаций тоже несут свой смысл – как грусть, что в черте нашего города есть брошенные места. Таким образом фотограф отражает многие грани жизни, говоря о них языком творчества», — поделился Юрий Варыгин.
Цена входного билета в музей Изобразительного искусства – от 100 до 500 тенге. В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора