Взгляд на троих: в карагандинском музее ИЗО открылась выставка современного искусства


Фото автора

Три разные художественные натуры объединились в работах выставки «Взгляд на троих»: эмоциональный и экспрессивный Владимир Троценко, структурированная и философичная Любовь Гуменюк, романтичный Пётр Ломакин. Творчество художников, кроме того, отражает и дух Караганды – города, в котором соединяются свет и тьма, борьба и преодоление, рассказывают в музее.

Гости выставки увидят в зале супрематические графические работы, фантасмагорические композиции и экспрессионистские полотна, наполненные глубиной переживаний. Экспозиция «Взгляд на троих» предлагает не только познакомиться с работами авторов, но и задуматься о связи искусства и жизни, поиске смысла и свободы в творчестве. Караганда, в свою очередь, и стала источником творческого начала представленных авторов. Особая духовность, сила противостояния и преодоления нашего города, когда, пройдя через сложные периоды, он приходит к свету, во многом обусловили содержание жизни и поисков художников. А для более полного погружения в созерцание работ рядом с некоторыми из них размещены небольшие текстовые аннотации с размышлениями и откровениями авторов.

Владимир Троценко, архитектор и график, объединившийся с другими авторами выставки, отдаёт предпочтение супрематизму, организовывая согласно его принципам пространство произведения и опираясь на эмоциональное восприятие темы – это хорошо читается не только в его графических листах, но и в коллажах и ассамбляжах. Художник и архитектор представил свои новые работы, а если какие-то из них покажутся зрителям знакомыми (в частности, «Жертвам интернета») – будьте уверены, раньше мы их видели в совершенно другой модификации.

Центральной работой Владимира Троценко предстал «Стул одинокого человека», посвящённый коллеге и другу Петру Кишкису. На вопрос, что вдохновило создать именно такую работу, Владимир Троценко загадочно ответил: общение с товарищем. И добавил: раньше в его творчестве был период, когда он делал глиняные маски – их, рассказал, быстро раскупили, а сейчас он снова собирается поработать с глиной и, возможно, опять порадует такими произведениями.

Любовь Гуменюк склонна к фантасмагории, и в её работах каждая деталь – это развернутая метафора бытия. Филигранность «отделки» элементов изображения в графике структурирует смыслы изобразительных кодов, приводя их к единству, выражающему сущность бытия.

С художницей Владимир Троценко познакомился в начале 2000-х годов, когда она впервые представила свою выставку в галерее Союза художников, где показала графические работы. Та выставка, рассказал он, длилась очень недолго. Он наблюдал за творчеством Любови – их мастерские находились рядом, посещал её экспозиции, и теперь они соседствуют с его работами.

Пётр Ломакин представляет экспрессионизм эмоционально насыщенными произведениями, когда сила чувства художника – восхищённое удивление, восторг, надежда, протест – воплощена в графике. Некоторые его работы в музее называют экслибрисами настроения. Владимир Троценко рассказал: он поставляет коллеге известняки и другие камни с необычным рисунком, которые тоже вдохновляют Петра на создание работ. С ним архитектор знаком давно: их первая встреча случилась еще в восьмидесятых, когда сформировалась дружеская компания, в которую вошли Александр Титарев, Пётр Ломакин, Пётр Кишкис, Юрий Варыгин и сам Владимир Троценко.

Наиболее сложными для восприятия часто становятся произведения абстракционизма – а они тоже присутствуют на выставке «Взгляд на троих». В них мировоззрение художников воплощается через геометрические фигуры, олицетворяющие мир понятий и чувств автора. В то же время, их конфигурация даст зрителю максимальную свободу интерпретаций и ассоциаций, пробуждая его фантазию.

Актуальное искусство – одно из новейших завоеваний современной культуры, рассказывают в музее. Различные его виды – инсталляция, ассамбляж и другие подобные – резко контрастируют с привычными представлениями об изобразительном искусстве. И здесь очень важна позиция художника – в сугубо личностной форме передать свои представления зрителю.

Насколько соотносятся общественная жизнь и искусство? Что влияет на метод, который художник использует для описания действительности? Как одно и то же время воплощается в работах авторов, избравших разные творческие пути? Как оставаться верным себе в эпоху перемен? Свобода, выраженная в возможности задавать эти вопросы и искать на них ответы, не менее важна, чем сами ответы. Выставка «Взгляд на троих» предлагает публике попытаться задать себе эти вопросы вместе с художниками.

Цена входного билета в музей Изобразительного искусства – от 100 до 500 тенге. В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.

Фото автора 

Источник: ekaraganda
АфишаКультураФото