Коллаж Liter.kz
Стоимость таких камней может начинаться от 2500 тенге, и к каждому «питомцу» прилагается паспорт с рекомендациями по уходу и даже советы, как развить эмоциональную связь с камнем. Некоторые родители воспринимают это как странный тренд, в то время как другие начинают искать в нем что-то глубже.
Мода на дрессировку камней может удивлять, но как показывает практика, за этим стоит не только забавные детские игры, но и глубокие психологические процессы, о которых стоит задуматься.
«Дети через игру экспериментируют и ищут свою форму взаимодействия с миром» — говорит в интервью Зарина Кенжекар, руководитель Ассоциации психологов Казахстана и школы психологии «PRO100R».
По ее мнению, увлечение камнями может быть проявлением потребности в эмоциональной близости и ответственности.
«Для детей это первая попытка заботиться о чем-то, на что можно повлиять. В детстве мы тоже часто прибегали к импровизации — рисовали кукол или укутывали подушки, представляя их живыми существами, потому что нужда в эмоциональной привязанности не всегда могла быть удовлетворена через живых питомцев», — рассказывает психолог.
Она добавила, что как и в случае с рисованием лиц на камнях, дети проявляют креативность и учат себя заботиться, осваивая новые формы взаимодействия с миром.
«Дети — это творцы, а камни становятся для них не просто объектами. Это способ выразить свои чувства и мысли, даже если внешне это выглядит странно. В определенном смысле, это развитие креативности и фантазии», — отмечает Зарина Кенжекар.
Камни как тренд и часть сообщества
Так же, как и в случае с другими увлечениями, таким как коллекционирование, любовь к животным или даже популяризация технологий, интерес к камням может быть связан с потребностью принадлежать к определенному сообществу.
«Дети хотят иметь то, что есть у всех, быть частью большого тренда. Заказ камня на маркетплейсе — это своего рода форма самовыражения через популярное увлечение, часть того, что называют «групповой идентичностью». Это все равно что следовать моде на игрушки или гаджеты, только в другом формате,» — говорит Зарина Кенжекар.
Но стоит отметить, что интерес к камням может быть также реакцией на современные условия жизни. В городах, где дети не могут найти камней или ракушек для коллекционирования из-за чистоты на улицах, камни становятся редким и почти мифическим объектом, который необходимо добывать и «выращивать».
Ответственность и воспитание: есть ли различие между камнями и животными?
Тем не менее, как и в случае с живыми существами, важно понимать, что дети через камни все-таки учат себя ответственности, даже если этот процесс и выглядит непривычно.
«И хотя интерес к камням кажется легким и забавным, на самом деле это первая встреча с понятием ответственности. В дальнейшем дети будут переносить этот опыт на более сложные формы ухода и заботы — будь то домашние питомцы или другие объекты, которые требуют внимания и любви,» — добавляет Зарина Кенжекар.
Однако она замечает, что интерес к камням не должен заменять более серьезные формы взаимодействия с живыми существами.
«Для детей важно иметь опыт заботы о настоящем питомце, будь то кошка или собака. Ответственность за живое существо — это важный этап взросления. Камень же остается объектом, а не живым существом и, хотя забота о нем тоже полезна, важно помнить о значении живых связей,» — поясняет эксперт.
Литотерапия: камни как нечто большее
Интересно, что увлечение камнями может в дальнейшем перейти в серьезное увлечение, связанное с изучением свойств минералов и даже литотерапией — альтернативной медициной, в которой используют камни для исцеления.
Зарина Кенжекар выразила мысль, что камни, к которым дети проявляют интерес, могут стать не только объектами игры, но и частью их будущих увлечений или профессий, возможно, в таких областях, как литотерапия или исследования минералов.
«Литотерапия, например, использует различные камни для воздействия на физическое и эмоциональное состояние человека. Хотя это псевдонаучная практика, многие верят в лечебные свойства камней. Камни могут стать источником вдохновения для тех, кто интересуется не только их эстетической ценностью, но и потенциальным воздействием на здоровье,» — отмечает психолог.
Кроме того, камни часто становятся символами в культуре и искусстве, особенно в кино и анимации. Например, в фильме «Все, везде и сразу» камни символизируют связь между матерью и дочерью. В мультфильмах часто камни, как и растения, оживают и начинают говорить человеческим голосом. Это помогает детям увидеть в камнях не просто объекты, а нечто большее. По словам Зарины Кенжекар, кто-то из этих детей может стать в будущем художниками, литотерапевтами или философами, исследующими взаимодействие человека с природой.