Фото: depositphotos
Сократилось также производство грузовиков и автобусов – на 12% и 8% соответственно. С января по август в стране легковушек произвели на 81 тыс единиц меньше, чем за аналогичный период 2023-го. Сократилось также количество отечественных грузовиков и автобусов – суммарно на 20%. Эксперт в сфере автомобилестроения Арсен Шакуов называет ряд причин. В их числе последствия пандемии и действующие санкции в отношении соседнего государства.
«Пертурбация именно с выходом мировых брендов из России. Hyundai и Kia не отправляются в Россию. Сократился выпуск машин в связи с этим. Раньше была потребность 100 тыс авто, из них 40 тыс уходит в Россию. Производство об этом знает и не выпускает такое количество машин», – прокомментировал эксперт в сфере автомобилестроения Арсен Шакуов.
Сократились и продажи. К примеру, в августе официальные дилеры реализовали около 18 тыс новых легковых и коммерческих автомобилей. Это на 2% меньше за тот же месяц 2023-го. Всего за 8 месяцев продано почти 120 тыс автомобилей. По словам президента Казахстанского автомобильного союза Анар Макашевой, это всё же неплохой показатель.
«Топ-10 самых популярных моделей в августе: девять моделей из десяти произведены в Казахстане, что является подтверждением устойчивого развития отечественного автопрома и высоким уровнем доверия потребителей к казахстанской продукции. На рынке по-прежнему наблюдается изменение предпочтений потребителей по типам комплектации автомобилей. Вслед за этим наблюдаются изменения и в производственной гамме транспортных средств», – говорит президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
Сегодня в республике работают 8 заводов-производителей легковых автомобилей и коммерческой техники. Ещё одно предприятие появится в Костанайской области. Строить его начали в октябре прошлого года. Ожидается, что первый тестовый автомобиль сойдет с конвейеров уже в июле 2025 года. Эксперт: производство автомобилей в РК увеличится на 20% Спад производства и продаж автомобилей носит лишь временный характер, уверен эксперт Арсен Шакуов. По его прогнозам, в ближайшие два года показатели увеличатся на 20%. Более того, Шакуов считает, что после открытия завода в Костанайской области в стране могут появиться еще три подобных предприятия.
«После того как Kia откроет завод и первые партии пойдут на продажу в европейские государства, в Казахстан прогнозируется приход как минимум 3-4 заводов, которые были в России. То есть мы показываем свои возможности как новый стратегический партнер по производству автомобилей с удобным выходом в страны Южной Азии, Прибалтики», – сказал Шакуов.
80 936 единиц техники произвели в Казахстане за 8 месяцев По данным Казахстанского автомобильного союза, за 8 месяцев в стране произвели почти 81 тыс единиц техники больше чем на 1 трлн тенге. Основной объем приходится на легковые автомобили – почти 73 тыс штук. Грузовых автомобилей выпущено 5350 единиц и 1564 автобуса.
Кроме того, произведено 986 единиц прицепов и полуприцепов и 313 единиц прочей спецтехники. Большую часть техники производят в Костанае, завод Allur – 48 240 единиц. Следом идет Алматинский завод – 25 924 единицы. Далее – предприятия в Семее, Кокшетау и Карагандинской области.
«На текущий момент реализуется порядка 10 производств компонентой базы на 760 млрд тенге. Один из заводов уже запустился в июле этого года, это завод по выпуску шинной продукции. Сейчас готовятся к запуску в Алматы три завода по другим компонентам: мультимедиа, сиденья, пластиковые детали», – сказал президент союза промышленных инвесторов Казахстана Кайрат Еламанов.
Большая часть проектов будет экспортоориентированной. Эксперт Кайрат Еламанов прогнозирует, что техника, выпускаемая соседними государствами, в том числе Россией, будет оснащаться казахстанскими компонентами.