В Казахстане придумали, как решить проблему высоких цен на такси


Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

В ближайшее время депутаты рассмотрят в первом чтении законопроект по вопросам передачи некоторых государственных функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование. Инициатором законопроекта выступило правительство.

В случае принятия документа ряд государственных функций в сфере автоперевозок передадут в саморегулирование. Среди них:

  • организация регулярных международных перевозок пассажиров;
  • организация регулярных межобластных перевозок пассажиров;
  • организация нерегулярных перевозок пассажиров;
  • организация перевозок такси.

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева рассказала корреспонденту Tengrinews.kz эксклюзивные подробности. 

«Саморегулируемые организации объединяют участников профессиональной или предпринимательской деятельности. В Казахстане такие организации уже созданы в разных сферах. Например, это строительство, аудит, юридическая практика. По сути, саморегулирование является частью государственной регуляторной политики», — пояснила Смышляева.

 

По словам депутата, в нашей стране функцию транспортного контроля в системе перевозок осуществляют 192 инспектора. На 6 000 километров дорог приходится 1 пост транспортного контроля. Такой штат может обеспечить контроль пассажирских перевозок лишь на 6 процентов, а проверку разрешений и уведомлений — всего на 2 процента.

 

«Результат налицо. Больше 90 процентов пассажирских перевозок являются нелегальными. Практически ушли с рынка крупные автопарки, с маршрутов — качественные комфортные автобусы. Активно вмешиваются в систему перевозок различные платформы и агрегаторы. Это очень удобно и прогрессивно, но требования безопасности должны соблюдаться в любом случае», — сказала парламентарий.

 

Как отметила Смышляева, растет количество аварий с участием пассажирского транспорта. Это , по ее словам, «прямое следствие плохого технического состояния машин и неготовности водителей». Не проводятся предрейсовый осмотр, медицинский контроль состояния водителей

 

Еще одна проблема – это автовокзалы. Сегодня, по мнению Смышляевой, они практически не используются по назначению. В местах, где должны работать пункты предрейсового осмотра, места питания и отдыха сегодня размещены универсальные рынки. Поэтому в пассажирских перевозках крайне необходимо навести порядок.

 

Перевозчики на регулярных международных, межобластных и нерегулярных автобусных перевозках, а также водители такси (кроме тех, кто работает на того или иного агрегатора такси) будут платить взносы в СРО, или иначе — Палату автоперевозчиков. Депутаты предлагают установить следующие размеры взносов:

  • для перевозчиков, осуществляющих регулярные международные, регулярные межобластные и нерегулярные автобусные перевозки, — от 1 до 7 МРП (от 3 692 до 25 844 тенге в 2024 году);
  • для перевозчиков такси — от ¼ до 2 МРП (от 923 до 7 384 тенге в 2024 году);
  • для информационно-диспетчерских служб такси, мобильных приложений заказа такси — от 2 до 700 МРП (от 7 384 до 2,5 миллионов тенге в 2024 году) — в зависимости от количества заказов в сутки (от 10 до 100 тысяч);
  • для автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров: автовокзалы — от 15 до 70 МРП (от 55 380 до 258 440 тенге в 2024 году); автостанции — от 5 до 10 МРП (от 18 460 до 36 920 тенге в 2024 году);
  • пункты обслуживания пассажиров — от 2 до 5 МРП (от 7 384 до 18 460 тенге в 2024 году).

Средства, по словам Екатерины Смышляевой, предназначены для того, чтобы СРО могли выполнять свои функции по регулированию и контролю. При этом каждая организация будет самостоятельно устанавливать размеры взносов — разработчики предлагают лишь установить пределы. Согласно проекту закона, на рынке не может быть создано более трех СРО, но «выбор у участников все-таки будет».

 

Для чего службам такси нужно вступать в СРО

 

Законопроект предлагает внедрить элементы саморегулирования в сферу пассажирских перевозок по междугородним и международным направлениям.

«Сегодня, при огромной концентрации рынка у агрегаторов, их деятельность регулируется очень условно. Мы часто слышим, что на них «нет управы». А они — неотъемлемая, если не основная часть организации перевозок такси и рынка такси в целом. В том числе на межобластных и международных маршрутах», — рассказала Екатерина Смышляева.

Членство агрегаторов такси в СРО, по ее словам, необходимо для нормального функционирования перевозок такси и применения единообразных правил и стандартов качества для участников рынка.

 

«В качестве членов СРО агрегаторы такси будут совместно с перевозчиками участвовать в оперативном принятии правил и стандартов, будут решать проблемные вопросы отрасли. Надеемся, что это поможет вовлечь агрегаторов в оценку состояния транспорта, восстановить предрейсовый контроль водителей. СРО установит внутренние правила по распределению маршрутов», — пояснила Смышляева.

 

Она добавила, что СРО будет защищать интересы самих водителей, чтобы они своевременно отдыхали, получали гарантии социальной защиты.

 

Что изменится для пассажиров

 

По мнению депутата, передача госфункций в сфере автоперевозок в саморегулирование — это «зрелая и адекватная модель организации целой отрасли», которая позволит наладить качественное администрирование требований, установленных для пассажирских перевозок.

 

«Должный контроль положительно повлияет на безопасность перевозок, повысятся качество и доступность услуг. Улучшится обеспеченность и регулярность пассажирских маршрутов. Сбалансированность рынка в целом положительно скажется и на стабильности тарифов», — добавила Смышляева.

Разработчики обещают вывести из «серой» зоны значительные финансовые обороты и трудовые отношения, в которые вовлечены десятки тысяч человек. 

Источник: ekaraganda
На дорогахОбщество