Фото: pexels
В августе среди таксистов и курьеров начались брожения. Прошел слух, что на интернет-платформах выросли проценты по налогам. Мол, был 1% ИПН с дохода, а станет 4%. При этом где-то проценты не поднимут. В результате у людей массово появились страхи и сомнения, а не стоит ли написать заявление – но не на отпуск, а на увольнение. Были ли у слуха основания, Zakon.kz решил разобраться.
Спустя некоторое время ситуацию разъяснил Комитет государственных доходов Минфина. 11 сентября 2024 года на единой платформе интернет-ресурсов госорганов ведомство разместило пресс-релиз, посвященный этому вопросу.
Желающие могут пройти по ссылке, а дело в следующем.
Еще 1 июля 2024 года в РК были приняты законодательные поправки по вопросам, в том числе, платформенной занятости, а 1 сентября они вступили в силу. А именно, введены в действие новая статья 102-1 Социального кодекса и дополнения в другие НПА. Если резюмировать, речь в них идет, по сути, о щадящем («социальное обеспечение») режиме налогообложения и социальных платежей для таксистов, курьеров, репетиторов, фрилансеров и других лиц, предоставляющих свои услуги посредством интернет-платформ.
Схема такая. Оператор интернет-платформы (например, «Яндекс такси»), который стал являться, согласно вышеупомянутым поправкам, налоговым агентом для работников, удерживает в казну следующие налоги и платежи:
— индивидуальный подоходный налог, ИПН – 1% (согласно пункту 1 статьи 686-3 Налогового кодекса);
— социальное страхование, СО – 1% (пункт 2 статьи 102-1 Социального кодекса);
— обязательные пенсионные взносы, ОПВ – 1% (пункт 3 статьи 102-1 Социального кодекса);
— взносы в Фонд обязательного социального медицинского страхования, ВОСМС – 1% (в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 28 и пп. 3-1) статьи 14 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»).
Итого – 4%. При этом, если человек на законных основаниях был освобожден от каких-то платежей (пенсионер или инвалид, например), он и дальше будет освобожден от этих платежей.
Кроме того, новый специальный режим применяется по выбору исполнителей, то есть работников, предоставляющих услуги. Как подчеркивается в упомянутом релизе КГД, можно выбрать и другие режимы, применявшиеся и ранее:
— исчисление от одной минимальной заработной платы (ОПВ – 8 500 тенге, СО – 2 975 тенге, ВОСМС – 5 950 тенге и 1% ИПН);
— исчисление от фактически полученного дохода с применением стандартных ставок социальных платежей (ОПВ – 10%, СО – 3,5%, ВОСМС 5% от 1,4% МЗП и 1% ИПН от дохода).
Но, разумеется, последняя опция – явно менее выгодная, чем налоговый режим с использованием мобильного приложения (в данном случае – интернет-платформы). 4-процентный «единый налог» очевидно предпочтительнее. Собственно, эта мера так и задумывалась – как снижение фискальной нагрузки на «свободных работников», а также упрощение для них уплаты налогов и социальных платежей. Почему государство на этот шаг пошло, также объясняется легко.
Когда в 2023 году был принят Социальный кодекс и в законодательстве впервые появился термин «платформенная занятость», объявлялось, что таким образом из тени выводились не менее 300 тыс. таксистов, курьеров и прочих фрилансеров. Это было главной целью, но вводимый при этом механизм единого платежа для них (с каждым годом он увеличивается, в 2024 году составляя 21,4%) ставил выполнение этой цели под угрозу. «Свободные работники» просто опять ушли бы в тень, испугавшись таких ставок.
Может возникнуть вопрос: а как же остальные, с которых удерживают более 25% разных платежей? Однако сравнивать фрилансеров с обычными наемными работниками не совсем корректно. Свободным художникам (таксистам, курьерам и т.п.) надо ведь на заработанные деньги покупать не только хлеб с маслом, но и холсты с маслом (бензин). Но не будем отвлекаться.
А дело в том, что превентивные меры государства, собственно, и обусловили ажиотаж, с которого и начиналась статья.
Прежде чем вводить 4-процентный платеж для платформенных занятых, законодатель сначала решил апробировать его в пилотном режиме. В сентябре 2023 году Комитет государственных доходов Минфина РК заключил совместно с «Яндекс» соглашение о пилотном проекте по платформенной занятости для водителей такси (курьеров), которые оказывают услуги через приложение «Яндекс такси» в Алматы и Астане. За прошедший год число исполнителей, то есть работников, участвующих в пилоте, составило 14,7 тыс. То есть распробовало новый порядок немало людей.
И все в пилотном проекте было фактически так, как затем задумывалось распространить на всю страну и всех платформенных занятых. Но де-юре условия звучали чуть иначе (поскольку вышеупомянутые поправки в закон тогда еще не приняли). А именно, непосредственно с таксистов и курьеров удерживался только подоходный налог в размере 1%. Тогда как социальные платежи за них с их согласия и с их же доходов производила интернет-платформа.
Реально эти соцплатежи: ОПВ, СО и ВОСМС – так же, как и сейчас, составляли 3%. Так что, по существу, с 1 сентября 2024 для платформенных занятых ничего не поменялось. Но если кто-то полагал, что его доход в результате налогов и платежей уменьшается только на 1%, а не на 4%, он просто невнимательно читал договор. Отсюда и путаница, и ажиотаж, и недовольство, что отчисления выросли.
Отсюда совет работникам (и не только «свободным»): читайте внимательно документы, которые подписываете. Особенно те абзацы, что написаны мелкими буквами. Хотя на этот раз никто никого не обманул.
Удерживать все (!) платежи за исполнителей и перечислять их в бюджет будут интернет-платформы. И кстати, если человек предоставляет услуги или работы через две и более платформы, каждая «отвечает» только за те доходы работника, которые он получает посредством именно этой интернет-платформы.
И напоследок скажем еще об одном важном моменте. Ранее таксисты платили 4% таксопаркам. Так вот, не надо путать эти одинаковые цифры. Те 4% шли из заработков таксистов в доходы таксопарков. Эти деньги, таким образом, не составляли налоги и соцплатежи работников. Тогда как с 1 сентября 2024 года 4%, которые интернет-платформы удерживают у таксистов, курьеров и прочих фрилансеров, идут на их пенсию, соцобеспечение и медстраховку, а также в качестве ИПН – в казну государства.