Карту цифровой трансформации в сфере образования разработали в Казахстане


Фото: primeminister.kz

Цель карты цифровой трансформации в сфере дошкольного, среднего, технического, профессионального и послесреднего, специального, дополнительного образования, охраны прав детей состоит в разработке плана цифровой трансформации Министерства просвещения, который позволит организациям в ней эффективно адаптироваться к переменам в бизнес-среде и успешно осуществлять цифровые преобразования.

Карта цифровой трансформации представляет собой комплексный подход к проведению трансформации, охватывая такие аспекты, как стратегия, технологии, процессы и данные в сфере образования.

Принципы

Указывается, что при разработке карты цифровой трансформации отрасли должны учитываться принципы, отраженные в Правилах цифровой трансформации государственного управления.

Ключевыми задачами при этом должны стать:

— перевод входящих сведений путем сбора из цифровых источников государственных баз данных, что позволит сократить объемы поступающей информации и обеспечить быструю передачу сведений между государственными органами;

— перевод выходных документов в цифровые документы с цифровой идентификацией;

— автоматизация процессов, решений, принимаемых экспертно или коллегиально для прозрачности и ускорения времени на выполнение процесса;

— внедрение скоринговых моделей для обеспечения прозрачности и справедливости в распределении очередей, улучшения управления ресурсами и повышения эффективности процессов;

— централизация учета данных, с целью исключения недобросовестного принятия решения при использовании данных на местном уровне;

— внедрение электронного обращения во всех процессах, в целях снижения персональных контактов между участниками процессами.

Также в документе говорится о существующих проблемах отрасли. К ним относятся:

— нехватка мест в организациях дошкольного образования;

— неэффективное расходование бюджета: мертвые души, дублирование детей;

— непрозрачность очереди в детские сады;

— отсутствие учета детей в частных детских садах;

— наличие помогаек при получении места в дошкольные организации;

— наличие трехсменных школ;

— нехватка мест по микроучастку в организациях среднего образования;

— непрозрачность процесса повышения квалификации педагогов;

— лоббирование интересов и коррупционные риски при назначений (освобождений) на должность первых руководителей и педагогов государственных организаций образования;

— непрозрачность процесса награждения педагогов;

— коррупционные риски при итоговой аттестации обучающихся организаций среднего образования;

— наличие коррупционных рисков при аттестации организаций образований;

— непрозрачность процесса по присвоению звания «Лучший педагог»;

— коррупционные риски при выдаче лицензий и разрешительных документов организаций образования;

— некачественное содержание учебников;

— отсутствие учета охвата горячего питания;

— отсутствие учета детей и процесса распределения очереди в дополнительном образовании;

— низкий охват молодежи NEET;

— непрозрачность процесса распределение государственного заказа для организации образования;

— непрозрачность процесса распределение государственного заказа абитуриентам колледжа;

— ручной процесс распределения мест в общежитье;

— отсутствие контроля качества образования.

В течение пяти лет цифровой картой будут охвачены:

Сфера дошкольного образования

организации дошкольного образования – 11 346;
дети – 984 940;
педагоги – 99 330;
руководители организации дошкольного образования – 7324.

Сфера среднего образования

организации среднего образования – 7 833;
обучающиеся – 3 819 071;
педагоги – 399 595;
директоры – 6 580;
издательства – 18.

Сфера дополнительного образования

дети – 1 113 008
педагоги – 25 413
директора – 1 001.

Сфера инклюзивного и специального образования

директора – 267;
педагоги – 3 500.

Сфера по защите прав детей

воспитанники – 210;
директора – 89;
педагоги – 2954;
центр поддержки детей – 36;
Дом юношества – 13.

Сфера технического и профессионального обучения

организация технического и профессионального образования – 772;
студенты – 542 645;
директора – 713;
педагоги – 26 846.

При этом отмечается, что статистика приводится на момент формирования карты цифровой трансформации (статистика динамична, при запуске бизнес-процессов цифры могут изменяться.

В качестве перспективных рассматриваются следующие технологии в сфере просвещения:

1. Искусственный интеллект (АІ).

2. Образовательные платформы на базе блокчейна.

3. Дополненная (AR) и виртуальная реальность (VR).

4. Интернет вещей (IоТ).

5. Геймификация и игровые технологии.

6. Адаптивные обучающие технологии.

7. Технологии анализа данных (Big Data).

8. Виртуальные лаборатории и симуляции.

9. Интерактивные и адаптивные учебные материалы.

Приказ вводится в действие со дня его подписания.

ОбразованиеОбщество