Полгода на Налоговый кодекс: эксперты бьют тревогу


Фото: ИА «NewTimes.kz»

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства уже критиковал проект нового Налогового кодекса.

«Между тем у бизнес-сообщества складывается мнение, что документ нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок. Повышение НДС с 12 до 16% — это не панацея. В реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, а также снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Нацфонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как главы государства», — заявил 7 сентября президент.

Эксперты также выражают недовольство проектом Налогового кодекса. По их мнению, подготовить качественный документ в сжатые сроки практически невозможно. Если кодекс примут в текущем виде, в него будут вносить поправки едва ли не каждый месяц.

«Главное, на что хочу обратить внимание, — это крайне сжатые сроки, отведенные на разработку нового Налогового кодекса. По сути, к его написанию приступили лишь в феврале–марте, а до этого никакой работы не велось. Президент поручил создать действительно новый и справедливый Налоговый кодекс, и для нашей страны требуется гораздо больше времени, чем полгода. Поэтому, хотя некоторые шаги в правильном направлении сделаны, остается множество пробелов и недоработок. Если кодекс примут в его нынешнем виде, в ближайшие годы нас ожидают постоянные изменения в налоговом законодательстве, что станет стрессом для предпринимателей и бухгалтеров», — отмечает эксперт по налогам Дмитрий Казанцев.

Основатель группы компаний «Учет» Максим Барышев убежден, что введение нового Налогового кодекса следует отложить до 2026 года.

«На мой взгляд, новый Налоговый кодекс нужно вводить не ранее 2026 года, а лучше в 2027-м. Во-первых, на данный момент не все нюансы проекта проработаны и не все нормы согласованы с бизнес-сообществом. Принципиально важно наладить продуктивный диалог между государством и бизнесом. Во-вторых, планируется внедрение новых специальных налоговых режимов взамен существующих, что потребует усилий для их адаптации. В-третьих, изменения в кодексе потребуют обновления форм налоговой отчетности», — подчеркивает Барышев.

Бизнес-сообщество считает, что в проекте нового Налогового кодекса пока не удалось найти баланс, необходимый для эффективного взаимодействия с налоговыми органами.

«Позиция Национальной палаты РК»Атамекен» заключается в том, что в новом Налоговом кодексе следует существенно пересмотреть роль государства и фискальных органов. Важно, чтобы кодекс обеспечивал баланс между интересами предпринимательства и бюджета, а также способствовал переходу от карательного характера налогового администрирования к сервисно-ориентированному подходу. По итогам встреч и обсуждений с бизнесом очевидно, что ряд действующих налогов сегодня представляет собой барьер для развития предпринимательства», — подчеркивают в НПП «Атамекен».

Дмитрий Казанцев также отмечает, что в новом Налоговом кодексе не учтены интересы малого бизнеса.

«Изменения действительно колоссальные, особенно если учесть, что отменяют специальный налоговый режим — упрощенку, которой пользовались около 2 миллионов предпринимателей. Это огромная трансформация, которая затронет каждого. Взамен упрощенки нам предлагают новый специальный налоговый режим с налогом 2%. Однако те, кто работает с компаниями на общеустановленном режиме, окажутся в невыгодном положении. Это большая проблема, ведь Минфин утверждает, что все согласовывалось с бизнесом, но возникает вопрос: с каким бизнесом? Вероятно, с крупным, которому мелкие предприниматели неинтересны», — замечает Казанцев.

С полным текстом проекта нового Налогового кодекса можно ознакомиться по ссылке

Казахстан