Фото: shutterstock, бильд-редактор: Денис Андреев
«В последнее время клиенты страховых компаний начали жаловаться на то, что процесс заключения договоров в некоторых случаях усложнился. Часть клиентов пишет, что процесс стал сложнее. Просто теперь страховой сектор начинает соответствовать всем требованиям приказа главы МЦРИАП от 12 июня 2023 года «Об утверждении Правил осуществления собственником и (или) оператором, а также третьим лицом мер по защите персональных данных», – объяснил Керимбаев.
Он напомнил, что раньше достаточно было подписать документы и оплатить полис, а с 2019 года можно было оформить страховку через сайт, используя SMS-код. При желании можно было легко добавить в страховой полис своих родственников. Однако это позволяло компаниям обрабатывать их персональные данные без согласия владельцев через единую страховую базу данных. Чтобы устранить это несоответствие, Минцифры разработало новый приказ, регулирующий защиту персональных данных.
Теперь процесс будет аналогичен банковскому. Любая страховая компания, обрабатывающая персональные данные, обязана будет получить на это согласие клиента. Это можно сделать двумя способами: подписать документ о согласии в офисе компании, где менеджер проверит личность по фото на удостоверении, либо пройти этот процесс онлайн благодаря цифровизации.
«В соответствии с выполнением закона Freedom Insurance включила в процессы заключения договоров страхования и в процессы урегулирования убытков элементы подтверждения получения/обработки персональных данных через биометрию. Поэтому в этом непростом порядке действий появилось еще одно звено. Да, оно непривычно и на этапе внедрения вызывает вопросы и недопонимание у клиентов, но думаю, что весь страховой рынок в течение года придет к этому алгоритму», – уверен специалист.
Он отметил, что новый этап повысит защиту при оформлении страховых услуг онлайн. Теперь каждому получателю полиса будет отправляться SMS через сервис 1414 для получения согласия на обработку данных. Если застрахованного нет в базе, страховая компания не сможет отправить SMS и получить разрешение, что приведет к ошибке. Даже если клиент получит SMS, страховая компания не сможет заключить договор, пока каждый, кто был включен в полис, не откроет на своем телефоне сообщение и через него не даст свое согласие.
«Это дополнительный подготовительный шаг, но без него на данном этапе не обойтись. Нужно время, пока все участники страхового рынка, в том числе клиенты, дадут всем страховым компаниям согласие, чтобы услуги можно было получать без задержек. Согласие отображается в Государственном кредитном бюро через ЕСБД и действует по умолчанию до 2092 года», – уточнил страховщик.
Это важно при оформлении страховой услуги, особенно выплаты после ДТП. Спикер объяснил, что, если клиент виновен в ДТП, для отправки выплаты пострадавшему необходимо получить согласие на обработку персональных данных. Это требование появилось недавно, и отсутствие данных виновника часто замедляет процесс, что вызывает у клиентов недовольство. Без согласия на обработку данных страховая услуга не может быть предоставлена.
Эксперт также рассказал, что новые правила могут защитить человека от мошенников. Иногда клиент покупает полис через агента, который при оформлении страховки указывает свой телефон, а ИИН и данные автомобиля – клиента. В результате личный кабинет клиента на сайте создается с привязкой к телефону агента. Имея доступ к личному кабинету клиента, недобросовестные страховые агенты расторгают договор, указав свои реквизиты банка. В случае расторжения договора разница в страховой премии поступает не прямому получателю и плательщику премии, а агенту. В таком случае клиент может остаться без страховой защиты. В лучшем случае его остановит дорожная полиция и оштрафует на 17 МРП. В худшем случае, если он попадет в ДТП, он останется без страхового покрытия и будет вынужден оплачивать ущерб из собственного кармана. Биометрия помогает предотвратить такие случаи, требуя подтверждения личности при получении услуг через личный кабинет.
«В целом внедрение этого шага себя оправдает, просто нужно дать клиентам время для осознания, что страхование – такая же финансовая услуга, как и в банковском секторе», – подытожил Керимбаев.