В Казахстане приостановили лицензии 172 школ


Фото: pixabay.com

Государственная аттестация прошла в 2012 организациях образования (аттестованы – 532 (26%), не аттестованы – 1480 (74%), из них 1047 организаций среднего образования (аттестованы – 234 (22%), не аттестованы – 813 (78%), 963 организации дошкольного образования (аттестованы – 298 (31%), не аттестованы – 665 (69%), две организации технического и профессионального образования (аттестованы – 0%, не аттестованы – 2 (100%).

Основной причиной, по которым организации образования не прошли аттестацию, является несоблюдение требований стандарта, а именно:

— в дошкольных организациях образования – несоответствие организованной учебной деятельности требованиям стандарта (57%), несоответствие образовательной деятельности учебным образовательным программам (55%), необеспеченность оборудованием и мебелью в соответствии с нормами (65%); несвоевременное повышение (подтверждение) педагогами уровня квалификационной категории (50%), несоблюдение возрастной периодизации при комплектовании групп (63%);

— в организациях среднего образования – несоответствие рабочих учебных планов требованиям стандарта и ТУП (29%), организация учебного процесса без учета особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (19%), несоответствие квалификационным требованиям (отсутствие доменного имени третьего уровня в зоне edu.kz (11%), слабая оснащенность объектов (16%), непрохождение педагогами курсов повышения квалификации (29%);

— в организациях технического и профессионального образования – несоответствие образовательных программ требованиям стандарта (50%), проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации с нарушениями (50%), несоблюдение требований при реализации учебного процесса по кредитной технологии обучения (100%), несоблюдение объема учебного времени (50%).

В соответствии с Законом «Об образовании» в 69 учебных заведениях (58 школ, 7 детских садов и 4 колледжа), повторно не прошедших процедуру государственной аттестации, был проведен профилактический контроль с посещением, в ходе которого выявлено 136 (52%) грубых, 56 (22%) значительных, 68 (26%) незначительных нарушений. По итогам профилактического контроля с посещением 53 (77%) организациям образования выданы предписания об устранении нарушений.

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при профилактическом контроле с посещением, являются: нарушения требований Закона «О статусе педагога», несоблюдение типовых правил деятельности, правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

С 2024 года в соответствии с Предпринимательским кодексом РК запланировано проведение нового вида проверки на соответствие квалификационным требованиям в 910 организациях образования (823 школы, 87 колледжей). По состоянию на первое полугодие 2024 года в организациях среднего образования проведено 440 проверок, по итогам которых в 419 (95%) выявлены нарушения и внесены предписания по устранению нарушений. В результате возбуждено 328 административных дел, оштрафовано 222 юридических лица, 106 должностных лиц, приостановлено действие лицензии 172 школ.

Наиболее распространенными нарушениями являются: несоответствие рабочего учебного плана типовому учебному плану, непрохождение педагогами и руководящими кадрами курсов повышения квалификации за последние три года, наличие педагогов с дипломами, не соответствующими преподаваемому предмету, несоответствие доли педагогов-экспертов, педагогов-исследователей, педагогов-мастеров квалификационным требованиям.

С целью защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в первом полугодии проведено также 156 внеплановых проверок, из них по требованию прокурора – 27 (17%), по обращениям физических и юридических лиц – 105 (67%), по обращениям государственных органов – 24 (16%) проверки.

По итогам внеплановых проверок 132 (85%) организациям образования были внесены предписания для устранения нарушений по несоблюдению педагогами должностных обязанностей и норм педагогической этики, невыполнению функций, определенных уставом, по несоответствию порядка проведения конкурса назначения на должности педагогов государственных организаций образования и так далее.

По несоответствию образовательных услуг требованиям стандарта, по несоблюдению типовых правил деятельности и типовых правил приема обучающихся, невыполнению обязанностей по сохранности здоровья воспитанников и обучающихся руководители организаций образования были привлечены к административной ответственности. Также в ходе внеплановой проверки были защищены права педагогов по привлечению к несвойственным функциям и нерегламентированной отчетности.

По рекомендациям контролирующего органа учебные заведения составляют планы устранения выявленных нарушений, местные исполнительные органы выделяют финансирование для улучшения материально-технической базы и прохождения педагогами курсов повышения квалификации, пояснили в ведомстве.

ОбразованиеОбщество