Фото: pexels
Сначала отметим, что ранее мы разбирались, по каким признакам можно оценить, «осилит» ли ваш первоклашка сидение за партой. «Шпаргалка» для заинтересованных родителей – здесь.
Однако готовность взрослых тоже играет немаловажную роль хотя бы потому, что дите тонко чувствует их эмоции. А когда речь заходит о новых, неизведанных «акваториях», место у «штурвала» корабля наших чувств нередко занимает тревога.
Конечно, поступление ребенка в 1 класс изменит привычный уклад в доме, ритм жизни, социальные роли и много чего еще. С другой стороны, маленький человек растет и развивается – чем не повод для радости?
По мнению семейного психолога Светланы Богатырёвой, нужно стараться концентрироваться именно на позитивных моментах происходящих перемен. Это и есть первый способ спасти семейное судно от столкновения с айсбергом разочарований.
Вместе с тем нельзя ударяться в излишне «приторные» или, наоборот, горькие фантазии.
«Не рисуйте ложную картину. «Ты пошел в школу, а значит, теперь ты взрослый» – это сказки, в которые никто уже не верит», – говорит психолог.
Наивно ожидать, что вчерашний непоседа, раз увидев букварь, как по волшебству превратится в ответственного и самостоятельного.
Равно как и не нужно перекладывать свои страхи с больной головы на здоровую, особенно если ваши школьные годы выдались отнюдь не чудесными.
«Родитель должен понять, что это его опыт, его проблема, а не ребенка. Будьте по-настоящему взрослым человеком, работайте над этим, действуйте», – советует Богатырёва.
Уверенный старт
Не зря говорят: «готовь сани летом». В нашем случае – не летом перед линейкой, а заранее, как минимум за год «до». Не ходили в садик? Отдайте чадо на подготовительные курсы, «развивашки», главное – обеспечить ему возможность социализироваться в коллективах с элементами обучения до столкновения с «серьезной» образовательной машиной.
«В 1 классе четко видно социализированных и несоциализированных детей. Социализированные привычны к учебной деятельности, к тому, что нужно какое-то время сидеть на месте и слушать, отпрашиваться выйти, хотя бы сообщать об этом. Здесь речь даже не об умении читать и писать. Основная задача с психологической точки зрения – привыкнуть к социальной среде, в которой происходит обучающая деятельность. Тогда ребенку легче, все стрессы переносятся проще. Когда ребенок готов, когда его это не пугает, он и себе, и окружающим создает меньше проблем, ему легче будет адаптироваться. Заблаговременная социализация – хороший вклад в то, чтобы в школе все проходило гладко», – считает специалист.
Нос не дорос?
Вернее, рука. Вот вы проверяли, может ли ваш малыш закинуть левую руку за голову и дотронуться до правого уха? Зря, ведь, оказывается, если «фокус» удался – конечность «дозрела» до письма.
«У нас же как рассуждают: читает, общается – все, пора забирать из детского сада. Но «пора» определяется не так. Есть психофизиологическая готовность, внимание, усидчивость – это база. В одном и том же возрасте кто-то более зрелый, кто-то менее. Решение идти в школу – это не про хотение мамы, а про уровень ребенка».
Психолог призналась: имела дело с колоссальным количеством ребят, слишком рано вытолкнутых из детсадовского «гнезда». Как итог – «неоперившийся птенец» не тянет нагрузку, отвлекается, балуется и стремительно летит вниз, в свободном падении теряя мотивацию. Ну и расстраивает тем самым родственников, естественно.
Так что не торопитесь ставить дочек-сыночков «на крыло».
В поисках «второй мамы»
От классного руководителя во многом зависит комфорт новоиспеченного ученика. Поэтому к его выбору отнеситесь со всей серьезностью, но не соблазняйтесь количеством отличников да олимпиадников среди бывших подопечных, регалиями да величиной педагогического авторитета. В битве между человеческими качествами потенциального наставника и его академическими показателями побеждают все-таки первые.
«Для меня как психолога скорее важно, чтобы учитель умел создавать атмосферу, климат в классе, был доброжелателен по отношению к детям. Это не про вседозволенность, чтоб дети «на голове стояли», а про то, что учитель понимает: у всех разные способности, возможности, нервная система. Он не гонится за 100-процентным результатом – понимает, что нужно не отбить желание учиться», – отмечает Светлана Богатырёва.
В «началке» фигура взрослого имеет для подрастающего поколения куда больший вес, чем в среднем и старшем звене. Как минимум в зависимости от того, как поставит себя условная «Марьванна», одноклассники станут либо добрыми товарищами, либо злейшими врагами. А с возрастом дружба или вражда еще и окрепнет. Имейте это в виду и постарайтесь заранее познакомиться с теми, кому передаете в руки самое ценное.
Погода в доме
Если школа – второй дом, то наведение в нем порядка – в руках «хозяев», а иногда и «гостей». Семье нежелательно самоустраняться из жизни маленького коллектива, впрочем, как и навязываться «со своим самоваром». Следует найти баланс.
«Участвовать в родительском комитете, собраниях, если есть такая возможность, устраивать праздники, выезды класса. Помогать в этом учителю, который, как правило, слишком загружен. Атмосфера в классе очень важна. Дети в этом возрасте еще зависят от взрослых. Наша задача как взрослых – помочь им перезнакомиться, подружиться, наладить общение. А этому как раз способствует внеклассная активность. В коллективах, где дети друг друга хорошо знают, нет буллинга, конфликтов меньше. Потому что психологически сложнее причинять вред тому, кто тебе близок», – рекомендует психолог.
И нет, кабинетные соседи поневоле не обязаны все поголовно друг друга любить и души не чаять, но выстроить адекватные взаимоотношения между ними в ваших силах.
«Если возникает какой-то конфликт, очень важно решать его не с позиции «мой молодец, а ваш дурак» или наоборот, а понимать, что хорошие отношения – общая цель и ценность, давайте думать, как их сохранить. У всех детей бывают ошибки, даже взрослых заносит, не то что их. Если фокус на том, чтобы понять, договориться – не на разборки, а на диалог, это всегда помогает. Потому что родители нередко тоже бывают источником травли, когда начинают обсуждать детей в родительском чате. Дети это все знают, подхватывают и переносят в общение друг с другом. Надо родителям и друг с другом общаться уважительно, и детям это прививать».
Опять двойка
Теперь – про плохие оценки и прочие неудачи. Постарайтесь принять тот факт, что краснеющая в дневнике «пара» – повод не для скандала, а для выяснения, почему она в нем появилась. Может, дело в том, что отпрыск «плавает» в новой теме, а может, в «климате» вокруг него.
«На «топливе» страха дети плохо делают все, в том числе учатся. Если ребенок запуганный, ему сложнее собраться, получить хороший результат. Он попадает в замкнутый круг постоянного страха, отметки становятся все хуже, напряжение растет. Вся энергия уходит на переживания, а не на концентрацию и обучение», – напоминает спикер.
Кстати, неочевидная, но весьма распространенная причина – банальная незрелость, о которой говорилось выше, неготовность школяра вгрызаться в гранит науки.
На нужной стороне
В своей практике семейный психолог Светлана Богатырёва не раз сталкивалась с во всем доверяющими педагогам мамами и папами, которые охотно, объединившись с ними, «спускают всех собак» на провинившееся чадо.
Хотя есть универсальный лайфхак: что бы ни случилось, кто бы ни ругал, даже если ребенок действительно неправ, не присоединяйтесь к ругающему. Лучше пообещайте недовольным обратить внимание на озвученные нюансы и разобраться с ними на семейном совете, а дома поговорите с дитем.
Так вы продемонстрируете, что всегда рядом и поможете разобраться в ситуации любого уровня сложности.
Дозированное вмешательство
И напоследок. Не поймите предыдущий совет превратно: речь именно о помощи, а не о стремлении «поберечь» кровиночку, делая все, от ежика из пластилина до итогового тестирования, за нее.
Как ни парадоксально, ключевая задача родителя – научить ребенка обходиться без него. А начальная школа – первая ступень на пути к его самостоятельности. Вот и не мешайте пока еще смешным, умилительным мальчишкам и девчонкам постепенно становиться такими же взрослыми, как вы сами. «Страхуйте», но не вцепляйтесь в них мертвой хваткой.