Закон о защите женщин и детей вступил в силу: что теперь ждет агрессоров?

Фото: pixabay.com

Не первый год в Казахстане государственные органы, правоохранители, общественные организации пытаются найти решение проблемы бытового насилия. Количество случаев насилия в семье с каждым годом уменьшается, но не так значительно, как нам хотелось бы, отмечает ресурс.

Вызовы полиции по фактам семейно-бытового насилия:

— в 2020 году – 179 096;
— в 2021 году – 155 177;
— в 2022 году – 115 526;
— в 2023 году – 99 026;
— за 4 месяца 2024 года – 28 189.

Количество уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере (нанесение тяжкого вреда здоровью и убийства):

— в 2020 году – 1071;
— в 2021 году – 1022;
— в 2022 году – 935;
— в 2023 году – 923.

В прошлом году по инициативе МВД в закон были внесены поправки. Прежде всего речь идет о переходе к выявительной системе, когда для привлечения агрессора к ответу не требуется заявление жертвы. Раньше из-за отказа женщин заявлять о преступлении безнаказанными оставалось больше половины домашних тиранов.

«Как мы перешли с заявительного на выявительный характер, у нас резко увеличилось количество лиц, привлеченных к ответственности за совершение административных правонарушений в бытовой сфере. При этом количество самих вызовов на семейные скандалы снизилось на 20%, а количество преступлений в бытовой сфере – на 11,5%. То есть мы говорим о профилактическом эффекте раннего реагирования даже на мелкие правонарушения», – сказал заместитель председателя комитета административной полиции МВД РК Ренат Зулхаиров.

Количество преступлений в семейно-бытовой сфере уменьшается, но каждое такое преступление наносит непоправимый вред жертве, семье, детям, вызывает справедливое возмущение в обществе. И этому предшествуют годы побоев, издевательств и унижений жертвы. Такое деяние правоохранители квалифицируют как истязание.

«Вот у меня на практике уже третье истязание. Сложность заключается в том, что жертва преступления обращается спустя некоторое время, когда уже сошли побои. Но, в принципе, если женщина обращалась на канал 102 несколько раз, то этого нам достаточно для квалификации деяния подозреваемого», – говорит старший следователь по особо важным делам следственного управления ДП города Астаны Алима Жамалиева.

В октябре 2023 года депутаты сената приступили к разработке закона о защите прав женщин и обеспечении безопасности детей. Буквально в следующем месяце страну потрясло преступление, совершенное бывшим чиновником в отношении своей жены – она была убита с особой жестокостью. 14 апреля 2024 года, когда судебный процесс по этому делу еще продолжался, глава государства подписал закон, разработанный депутатами. Через несколько дней он вступит в силу. И по новому закону истязание – это не только повторные, систематические побои. Теперь истязанием будет даже однократное насилие, совершенное с особой жестокостью и издевательствами.

«В целом закон можно разделить на три основных блока. Первый блок – это законодательное урегулирование профилактической деятельности, создание центров поддержки детей, создание и легализация мониторинговых групп, которые будут выявлять семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и принимать комплексные меры по социальной реабилитации и адаптации этих семей. Второй блок — это ужесточение, соответственно, ответственности за любые формы насилия против детей, женщин и мужчин. Третий блок – это на усиление государственного контроля за соблюдением законодательства в отношении детей», – разъяснил Ренат Зулхаиров.

Правоохранители говорят, что новый закон не только о наказании – за насилие наказывали и раньше, если этого хотела жертва. Новый закон – о предупреждении тяжких последствий агрессии в семье и быту. Например, теперь суды могут устанавливать особые требования к поведению правонарушителя – принудить агрессора к получению психологической помощи: научиться управлять гневом и злостью, запретить контакт с потерпевшим или проживание с ним, даже если квартира принадлежит агрессору.

Закон называется «О поправках по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». Означает ли это, что закон будет защищать только женщин и детей?

«Почему он так называется? Если проанализировать практику, то в 80% случаев насилия в семье жертвами становятся женщины. Из-за этого так называется. Но закон защищает и права мужчин. Мы говорим о том, что принцип нулевой терпимости распространяется на всех граждан и на все места. И уже простая, обычная бытовая драка на улице среди даже знакомых или незнакомых влечет уголовную ответственность», – отметил заместитель председателя КАП МВД Ренат Зулхаиров.

Криминализация побоев, несомненно, вызовет дополнительную нагрузку на следственные органы, судебную и уголовно-исполнительную систему страны. Однако полицейские считают, что оно того стоит.

«Вначале, наверное, будет поступать больше обращений, поскольку криминализированы побои, нанесение легкого вреда здоровью. Цель нового закона заключается в том, чтобы нанесений тяжкого вреда здоровью, убийств стало меньше. Он как раз-таки направлен на то, чтобы не доводить до увечий или смерти жертвы. Я очень надеюсь, что данной категории дел у нас станет все меньше и меньше», – поделилась Алима Жамалиева.

Вторая часть закона посвящена безопасности детей. Довольно часто преступления против половой неприкосновенности являются частью семейно-бытового насилия. По новому закону тот, кто совершил жестокое и шокирующее преступление против детей – изнасилование, убийство, насильственные действия сексуального характера, будет навсегда исключен из общества.

«Альтернативой наивысшей меры наказания убийц-педофилов малолетних детей является пожизненное лишение свободы. Других альтернатив, мер наказания не имеется. Сложно расследовать сексуальные преступления против половой неприкосновенности женщин и детей, особенно малолетних детей. Зачастую малолетние очень плохо идут на контакт. Если в дальнейшем следователю получается наладить с ними контакт, мы продолжаем наше досудебное расследование», – отмечает старший следователь по особо важным делам следственного управления ДП города Астаны Алима Жамалиева.

Буллинг. Унижения. Травля как с применением физической силы, так и словесно. Это тема относительно новая в нашей стране. Однако по этому поводу уже разработаны правила реагирования для государственных органов, в том числе организаций образования, и созданы каналы, куда могут обращаться дети с просьбой о помощи.

«Вводится административная ответственность. Если лицо достигло 16-летнего возраста, оно самостоятельно несет административную ответственность за совершение буллинга в отношении сверстников и несовершеннолетних. В случае если лицо не достигло возраста наступления административной ответственности, то за это будут нести административную ответственность его родители», – подчеркнул Ренат Зулхаиров.

За недонесение в полицию о фактах буллинга и любых других преступлений в отношении детей также предусмотрена ответственность. Учителя, врачи, соседи – любой, кто стал свидетелем или подозревает совершение преступления, обязан сообщить об этом в полицию. В новый закон также внесена поправка об ответственности за высадку ребенка из общественного транспорта, как часть мер по обеспечению безопасности детей.

В целом новый закон усиливает ответственность взрослых, прежде всего родителей, за безопасность детей.

«Они оставляют их в закрытой автомашине, они оставляют их на улице, они оставляют окна открытые, балкон открытым, не следят за этим. И именно по этой части и предусмотрена административная ответственность родителей. Данная норма носит более профилактический эффект, чтобы снизить количество несчастных случаев, в которые попадают наши дети», – говорит заместитель председателя комитета административной полиции МВД.

Принимаемые меры не устраняют причины бытового насилия. То есть не решены проблемы социальной неустроенности, падения моральных устоев, маргинализации общества, алкоголизма, наркозависимости и лудомании. И работа по противодействию бытовому насилию продолжается.

«Мы говорим о том, что нельзя профилактировать правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетних, отдельно профилактировать правонарушения в семейно-бытовых отношениях, отдельно профилактировать правонарушение, совершенное неработающими гражданами, потому что это в целом одна проблема. Мы сейчас работаем над написанием единого закона по профилактике правонарушений, которая будет охватывать все сферы, которые влияют на правопорядок в стране», – сказал Ренат Зулхаиров.

Жертвы не намерены больше терпеть и скрывать насилие, совершаемое против них. Введенные в прошлом году поправки в закон и новый закон, который вступает в силу в этом году, уже создали условия для них вырваться из зависимости от агрессора, защититься от любого давления, получить нужные консультации, подготовиться психологически и принять решение, как поступить дальше.

«Если жертва, потерпевшая намерена идти до конца, то на нее не окажут давление никакие родственники. Если она испытала на протяжении длительного времени какие-то мучения, побои со стороны своего супруга, сожителя, то, в принципе, на нее не могут повлиять родственники, предлагая идти на примирение. У меня в практике такого не было. Даже по суду они не примирялись», – рассказала Алима Жамалиева.

«Главой государства последовательно проводилась политика на устранение любых условий, которые способствовали совершению насилия как в быту, так и в семье. Принцип нулевой терпимости к этому и предполагает, что в целом в обществе должны поменяться мышление и менталитет, что нельзя ни при каких условиях причинить насилие кому бы то ни было», – отметил Ренат Зулхаиров.

Нетерпимость к насилию – это прежде всего воспитание себя и своих детей в духе неприятия любого насилия в отношении кого бы то ни было. Время покажет, готово ли казахстанское общество измениться в этом направлении.

ДетиКриминалОбщество