«Перекупщиков нет». КТЖ объяснил, почему в кассах нет билетов на поезда, которые ходят полупустыми

Фото: shutterstock

«Есть такие моменты, когда часть пассажиров, к примеру, поезд отправляется из Алматы до Астаны, покупают билеты на короткие расстояния, то есть от станции до станции. И большая часть из них едет из Алматы до Балхаша, а дальше эти места пустые, потому что из Балхаша нет такого пассажиропотока. И, конечно, из-за таких пассажиров страдают другие, которые, например, хотят доехать из Алматы до Караганды. Но сейчас мы не можем для них ставить какие-то ограничения», — рассказал Тайжанов в интервью «Курсиву».

По его словам, сейчас в компании рассматривает различные варианты решения этой проблемы, включая изменение режимов продажи билетов, чтобы обеспечить перевозку пассажиров на дальние расстояния.

«Летом мы более тщательно смотрим, каждый день отслеживаем посадку и варианты распределения мест. Для таких пассажиров, которые на короткие расстояния едут, есть пригородные поезда, возможно, частично будем предлагать на них добираться. Есть много моментов, когда из Астаны отсутствуют билеты для прямого пассажира до Алматы и Шымкента, потому что часть билетов, к сожалению, карагандинцы разбирают и ездят из Астаны до Караганды, хотя для них есть пригородные поезда», — объяснил глава АО «Пассажирские перевозки».

Он отметил, что дефицит билетов на поезда — это сезонная проблема. В летний период, чтобы обеспечить перевозку всех пассажиров, компании нужен парк в три тысячи вагонов. Сейчас в наличии 2 150 вагонов, то есть не хватает около 30% подвижного состава.

Могут ли частные кассы «ловить» билеты и создавать дефицит

Тайжанов рассказал, что в 2019 году в КТЖ усовершенствовали систему продаж билетов, исключив возможность «ловить» билеты частными кассами. Сейчас все билеты, которые сдают пассажиры, отправляют в лист ожидания, где их распределяют по принципу — «кто первый встал в очередь, тот первый получит билет».

«Сегодня перекупщиков нет, есть какие-то единицы, которые пытаются путем сговора с проводниками просто подсадить людей под другой фамилией. Это обычные безбилетники. Для себя мы приняли очень четкую практику — если наш проводник берет безбилетного пассажира либо без билета перевозить груз, то мы его сразу увольняем. Это у нас прописано на уровне должностных инструкций. Но кроме нас есть еще 14 частных перевозчиков. Как у них дела обстоят, я не могу сказать, это уже их ответственность», — отметил он.

По его словам, в 2023 году через «лист ожидания» билеты оформили 173 пассажира. Также компания внедрила услугу «проезд с пересадкой» — пассажиру предлагают добраться на двух и более поездах до пункта назначения, когда нет прямых билетов.

Почему чаще всего все нижние места в поездах уже заняты

«Мы на протяжение двух лет ведем работу по разъяснению среди пассажиров, что необходимо заранее выкупать билеты. Продажа билетов открывается за 45 дней до отправления поезда. И люди сейчас уже заранее выкупают билеты, поэтому действительно в первую очередь раскупают нижние места», — добавил Тайжанов.

Ранее «Курсив» писал, что КТЖ запустит дополнительные поезда из Астаны в Алматы и Шымкент на лето. Они будут курсировать по своим маршрутам с 17 июня по 31 августа. Также в Минтранспорта РК пообещали запустить дополнительные рейсы и поезда на Алаколь и Балхаш в туристический сезон.

Контекст. В 2018 году СМИ раскрыли схему спекуляций железнодорожными билетами в системе «АСУ-Экспресс». Перекупщики заранее выкупают билеты на фиктивных пассажиров или даже групповые билеты, а затем продавали их гораздо выше номинальной стоимости. Для этого нужна была согласованная работа двух касс: первый кассир осуществляет возврат билета, второй кассир «ловит» освободившееся место.

Однако, несмотря на запуск новой системы реализации билетов «Мобиус» в 2019 году, факты перепродажи билетов продолжали фиксировать. В частности, транспортные прокуроры ловили «помогаек» на вокзалах Алматы и Шымкенте, которые продавали билеты при их отсутствии в кассах.

На дорогахОбщество