Фото: pixabay.com
Такие данные приводит бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК.
Согласно методологии БНС, выборочные обследования проводятся во всех крупных городах и регионах страны. Опрос проходит только контрольная группа — около 12 тыс семей — с распространением данных на генеральную совокупность. В связи с тем, что состав казахстанских домохозяйств может сильно отличаться по числу детей, их возрасту и статусу учащихся, предоставленные усредненные данные нельзя считать абсолютными для каждой семьи. Однако опросы позволяют использовать результаты для анализа динамики и структуры расходов в относительных значениях.
Динамика затрат казахстанских семей на образовательные услуги показывает, что их объем впервые значительно вырос после провала в период пандемии и связанного с ней дистанционного обучения. На рост повлияла не только инфляция, но и увеличение расходов граждан на отдельные услуги.
В частности, в структуре расходов в 2023 году видно, что большая доля приходится на затраты на детские сады (31,1%). Причем это касается платы не за питание ребенка в дошкольном учреждении, а именно за пребывание. Эти данные в полной мере отражают проблему казахстанских родителей с устройством подросших малышей в детсады. Обобщенная информация министерства просвещения РК за апрель нынешнего года свидетельствует о том, что охват детей в возрасте 2–6 лет дошкольным воспитанием составляет 91%. За счет неплохой обеспеченности местами в регионах эта средняя по стране цифра сглаживает тот острый дефицит, который наблюдается в мегаполисах. Например, в столице в прошлом году в очереди стояли 45 тыс маленьких казахстанцев. Список этот сокращается очень медленно, даже несмотря на программу государственного финансирования частных детсадов.
Профильное ведомство отчиталось об открытии за первый квартал текущего года 125 детских садов. Но усилий чиновников недостаточно, чтобы полностью закрыть проблему и обеспечить всех детей (в том числе тех, кто ходит в частные сады) равными правами на бесплатное дошкольное воспитание. Именно родители детей, посещающих частные детсады, составляют основу тех казахстанских семей, которые несут серьезные расходы на дошкольное воспитание. В процессе подготовки материала мы проанализировали условия устройства детей в частные сады Алматы и Астаны, получающие государственные субсидии. Оказалось, что благодаря субсидированию плата для родителей уменьшается на 20 тыс тенге, однако они вынуждены оплачивать оставшуюся коммерческую часть. Например, для Алматы эта сумма в зависимости от сада может составлять от 60 тыс до 110 тыс тенге. Впрочем, указанные суммы — не предел для дефицитных на детские сады мегаполисов. По открытым данным с сайтов частных дошкольных учреждений мы нашли сады и за 200 тыс, и за 300 тыс тенге в месяц (3,6 млн тенге в год). За такую сумму (плюс регистрационный взнос 200 тыс тенге) с ребенком будут общаться на английском, проводить дополнительные занятия и развивать его исключительные таланты.
Немногим меньшую долю в структуре расходов на образование (22,9%) в прошлом году также занимали основные школьные статьи затрат: заказ формы, покупка учебников, плата за начальное и среднее образование и даже так называемые неформальные траты. Часть из этого списка — вынужденные расходы родителей. Недостаток педагогического внимания, неуспеваемость ребенка, неудовлетворенность качеством обучения в общеобразовательных школах приводят некоторых родителей к решениям о найме репетиторов, подтягивании знаний во время «продленки» или переводе ребенка в частную школу. Все эти услуги, к слову, тоже недешевы. Мы взяли для сравнения цены в крупных мегаполисах страны, где проблема с местами в детсадах и школах стоит более остро, чем в регионах. Так вот пребывание школьника в частной образовательной организации в группе продленного дня обходится жителям Алматы и Астаны в 65–100 тыс тенге за месяц. Посещение частной школы выйдет дороже — от 200 тыс тенге в месяц, или от 2,5 млн тенге в год. Верхний предел может быть достижим только для семей с достатком значительно выше среднего — тех, кто может отдавать за учебу ребенка в частной школе 11,5 млн тенге ежегодно.
Примечательно, что в структуре семейных расходов плата за высшее образование по своему удельному весу меньше детсадовских и школьных расходов. Доля студенческих трат составляет всего 16,2%. В сравнении с расходами на некоторые частные детсады и школы среднего или элитного уровня платное обучение студента для родителей выходит дешевле. В национальных университетах годовая плата за обучение в текущем учебном году — от 1 млн тенге.