Депутат предлагает в разы повысить цену на хлеб: решит ли это проблемы производителей

Фото: © Sputnik / Санат Имангалиев

Депутат Жамбылского областного маслихата Мейрамбек Доненбаев заявил, что нужно повысить цены на хлеб. По его мнению, хлеб должен стоить как минимум 500 тенге. Его предложение вызвало негодование казахстанцев, однако депутат считает, что повышение цен является главным механизмом поддержки сельхозтоваропроизводителей.

«Мы не можем продать свою продукцию»

Мейрамбек Доненбаев предлагает возобновить деятельность «Заготконтролов», аналогичных тем, что существовали в советское время. По его мнению, сельхозпроизводителям следует заниматься только производством, а государство должно закупать продукцию по рыночным ценам и заниматься ее реализацией.

«Государство должно создать биржу для реализации пшеницы за границу, а аграрии должны заниматься только выращиванием культур, а не продажей», – считает он.

Если поднять цены на хлеб, улучшится состояние сел, сейчас казахстанские производители не могут продать то, что выращивают, говорит Мейрамбек Доненбаев. По его словам, импортная сельскохозяйственная продукция, особенно пшеница, кукуруза и даже сахар, стоят дешевле. По мнению депутата, причина в условиях выращивания культур, субсидиях и более низких процентных ставках по кредитам. По его словам, в республике субсидии на ячмень и пшеницу, за исключением технических культур, не выделяются.

Депутат также высказывает обеспокоенность из-за нехватки воды.

«К примеру, у меня есть 10 тысяч гектаров земли. Что я буду сажать, если кроме пшеницы ничего не вырастет? Чтобы посадить новую культуру, надо землю орошать, а у нас нет воды. Сейчас всем советуют сажать свеклу, но кто может гарантировать, что завтра сахар не будет простаивать на складах. Я так скажу, что через пару лет либо склады будут полны сырья, либо его будут закупать ниже себестоимости. Например, фермеры, которые сажали лук, в этом году не смогли реализовать свой товар и понесли убытки», – говорит Мейрамбек Доненбаев.
Беспечность или беда?

Мейрамбек Доненбаев отмечает, что его предложение о повышении цен на хлеб касается лишь тех, кто обладает достатком.
«Меня спрашивают, а как насчет социально уязвимых людей? Но я говорю только о повышении цен на хлеб для тех, у кого есть деньги. У нас есть социальный хлеб для малообеспеченных семей. И даже он не распродается полностью», – сказал депутат.

Он также выражает обеспокоенность тем, что современные люди не знают, что такое голодать, и поэтому хлеб часто можно увидеть в мусорных баках, особенно возле ресторанов и баров. Он делится наблюдением, как две его соседки-пенсионерки каждые 3-4 дня приносят мешок хлеба для собак.
«Хлеба много, и он остается непроданным и несъеденным. Те, у кого нет собаки, выбрасывают хлеб на помойку. В мире идут войны, люди не доедают. У нас, к сожалению, хлеб не ценится, отчасти потому, что он дешевый», – сказал он.

Асем Ауганбаева, проработавшая в ресторанном бизнесе 30 лет, подтверждает, что видит такую картину каждый день.
«Проработав много лет в ресторанном бизнесе, я согласна, что мы становимся расточительными. После банкетов хлеб выбрасывается в огромных количествах, потому что его не едят, а также из-за неправильного расчета меню», – говорит Ауганбаева.

По ее словам, что хлеб выбрасывают в мусор не только в ресторанах, но и в школах и детских садах.

При этом она отмечает, что нельзя забывать о семьях, которые нуждаются в буханке хлеба.

«Если подорожает хлеб, надо учитывать, не будет ли недовольство со стороны народа», – говорит администратор ресторана.

Что говорят экономисты

Экономист Арман Бейсембаев утверждает, что сегодня себестоимость хлеба значительно выше, чем его текущая цена на рынке. Тем не менее, он предупреждает, что простое повышение цен на хлеб принесет лишь вред.

«Предложение о том, что надо отпустить цены на хлеб, довести до определенного уровня, звучат уже давно. Помню еще лет десять лет назад, в 2013-2014 годах слышал такие предложения. Себестоимость хлеба на тот момент составляла около 500 тенге. Если говорить о реальной рыночной цене, думаю, что сегодня себестоимость выпечки одной булки хлеба сильно превышает 500 тенге. Поэтому даже повышая цены на хлеб до этого уровня, он все равно останется дотационным. Скорее всего, придется повышать намного сильнее», – отмечает он.

При этом экономист подчеркивает, что нельзя брать цену «с потолка», а необходимо рассчитать ее на основе анализа текущих затрат, включая стоимость муки, тарифы на электроэнергию, топливо и другие услуги.

Арман Бейсембаев обращает внимание на то, что хлеб является социально значимым и дотационным продуктом.
«Поскольку хлеб является социально значимым продуктом, государство взяло на себя обязательство обеспечить им население и поэтому всегда сдерживало цены на хлеб. Со временем государство стало более жестко фиксировать цены на хлеб. Миллиарды тенге вливается в субсидирование этих цен, а хлеб на рынок попадает сильно ниже себестоимости», – объясняет он.

Поэтому, как подчеркивает экономист, рост цен на хлеб повлечет за собой недовольство населения.

«Повышение цен на хлеб существенно ударит по населению, которое во многом зависит от этого продукта. Хлеб – это чувствительный товар. Где гарантии, что его смогут продать по 500 тенге? В результате получится, что повысили цены, и по населению ударили, и производителям тоже ничего не дали», – замечает Арман Бейсембаев.

Пользу от повышения цены можно извлечь, считает экономист, только при условии, если оставить социальный хлеб.

«Но тут немаловажно, как будут этот социальный хлеб сбывать. Если вы поставите на прилавки булку хлеба за 500 тенге, а рядом с ней хлеб за 100 тенге, который не все могут купить, то это заведомо ставит людей в неравное положение», – говорит экономист.

По мнению Бейсембаева, существует два возможных варианта для обеспечения доступности социального хлеба: либо компенсация повышения цен через социальные пособия, либо введение талонной системы.

Но самое главное – это сделать отрасль конкурентной, заключает экономист. 

ОбществоСельское хозяйствоЭкономика