Фото автора
— Карагандинская область, к сожалению, один из антилидеров по количеству ДТП со смертельным исходом (согласно данным qamqor.gov.kz за 2023 год). При этом, по сравнению с другими областями Казахстана, в Карагандинской области ДТП происходит реже (3% зарегистрированных ДТП), но каждое четвертое из них было со смертельным исходом, — говорит эксперт.
Если говорить именно о проблемах, то в Караганде, например, невозможно пешком или на велосипеде добраться с Западной части города на Восточную, потому что существующие путепроводы, а их в городе более 5, не оборудованы для передвижения по ним пешеходов или велосипедистов. Так, подходы к путепроводам по Бухар-Жырау и Гоголя не оборудованы нерегулируемыми пешеходными переходами, хотя движение там активное.
Также в Караганде нет ни одной выделенной полосы для движения общественного транспорта, хотя главные улицы, например Бухар Жырау или проспект Республики, технически готовы к выделенным полосам – есть три полосы в одном направлении и три полосы в другом, отмечает специалист.
— В общем, есть к чему стремиться. При этом, я вижу, что наша администрация делает то что в ее силах. Для меня, как для жителя, положительные изменения заметны. Особенно заметно развитие системы общественного транспорта за последние 2 года: от появления новых комфортных остановочных павильонов до обновления автопарка автобусов и маршруток. ГУ “Отдел коммунального хозяйства, автомобильных дорог и пассажирского транспорта” города Караганды, знает что такое Концепция Vision Zero, сами инициируют положительные изменения в организации дорожного движения города. Так, на остановке Станционная появился “Островок безопасности”.
Мы спросили Азизу Таласпаеву о цели “ноль смертей на дорогах”.
— Я — адепт международной концепции Vision Zero, ее еще называют “ноль смертей”. На сегодняшний день это единственно работающий инструмент борьбы с высокой смертностью и травматизмом в ДТП. Ее продвигает ООН, ВОЗ, неправительственные исследовательские организации и другие институты.
Если кратко: замысел Vision Zero – “смерть на дорогах неприемлема”. Есть множество опасностей, которые на первый взгляд такими не выглядят, но согласно Viison Zero ими являются. Согласно Концепции Vision Zero, при проектировании схемы дорожного движения, нельзя полагаться только на законопослушность и сознательность участников дорожного движения. Методы Vision Zero в первую очередь физические, то есть Vision Zero-подход – это сделать так, чтобы улично-дорожная среда не позволила человеку физически совершить смертельное ДТП или, если ДТП все таки произошло, обойтись легким ущербом, а не тяжелыми травмами.
— Свой опыт я нарабатываю через исследовательские проекты, в реализации этих проектов большую роль играют акиматы и полиция, которые реализовывают предложенные мной Viison Zero-решения. Например, в Астане в 2023 году в квартале Шапагат были воплощены в жизнь мои Viison Zero-решения разработанные в рамках исследования платформы Fading TSE. Другой пример: в рамках проекта “Безопасный путь в школу. Караганда” от Urban Forum Kazakhstan разработали Viison Zero-решения для территории вокруг школы № 64 и школы № 44. Сфера моего интереса – это профилактика ДТП с участием детей-пешеходов с помощью Концепции Viison Zero.