Фото: inbusiness.kz
В среднем по старой традиции монополия запрашивает увеличение тарифных ставок на локомотивную тягу, которые значительно варьируются в зависимости от видов грузов и используемого тягового ресурса – электровозов или тепловозов – на треть, до 35%. Уведомление еще должно быть утверждено тарифным регулятором.
Напомним, в последние годы «КТЖ – Грузовые перевозки» ежегодно подают заявки на повышение стоимости своей локомотивной тяги. Не всегда это получается успешно, иногда заявки отодвигают, в случае утверждения рост тарифных ставок дается не полностью. Последний раз inbusiness.kz писал об очередном уведомлении в декабре с запросом на повышение тарифов на локотягу с января этого года, но КРЕМ отказал. До этого «КТЖ – Грузовые перевозки» подавали заявку на повышение тарифа на локомотивную тягу примерно на 29% в 2023 году. Тогда рост был согласован на уровне 11,4% в октябре с вводом в действие с начала ноября. Еще раньше увеличение расценок на локотягу на 40% «КТЖ – Грузовые перевозки» запрашивали в 2022 году, сообщало наше издание. В тот годовой период повышение произошло приблизительно на 14% с середины октября.
Совсем недавно inbusiness.kz освещал заявку КТЖ на повышение тарифов на услуги по использованию магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 20,3%. В нашем материале указывалось, что в ноябре прошлого года экс-премьером Алиханом Смаиловом было дано поручение «в части ежегодного повышения регулируемых железнодорожных тарифов на услуги МЖС и локомотивной тяги на 24% в течение трех лет». То есть можно ожидать, что в этот раз уведомление «КТЖ – Грузовые перевозки» будет поддержано. Однако стоит напомнить, что стоимость локомотивной тяги в железнодорожных перевозках не является особо весомым компонентом конечного ценообразования транспортировки по железной дороге, как, к примеру, тарифы на МЖС, которые, скорее всего, тоже будут повышаться в ближайшем будущем.
Как обычно, в «КТЖ – Грузовые перевозки» обосновывают в пояснительной записке заявки, что повышение тарифов на локотягу необходимо из-за роста затрат на оплату труда, ГСМ, электроэнергию, техобслуживание и экипировку локомотивов, а также расходов на обслуживание кредитов и реализацию инвестпрограммы. Кстати, фактическая среднемесячная зарплата работника локомотивных бригад в среднем составляет 671 959 тенге, из которых 364 284 тенге учтены в тарифе на локомотивную тягу.
Проект инвестпрограммы «КТЖ – Грузовые перевозки» в тарифной заявке предусмотрен на сумму 239,7 млрд тенге. Из них 83,9 млрд тенге предлагается мобилизовать за счет регулируемого тарифа в качестве собственных средств, еще 155,8 млрд тенге будут финансироваться из заемных денег. В совокупности предполагается закуп 22 грузовых электровозов на 70,4 млрд тенге (вероятно, речь идет об электрических локомотивах французской компании Alstom), 64 тепловозов серии ТЭ33А (производства американской корпорации Wabtec) на 134,4 млрд тенге, 17 маневровых тепловозов на 13,6 млрд тенге, 11 двухсекционных тепловозов серии 2ТЭ25КМ производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ) подсанкционного российского «Трансмашхолдинга» на 19,2 млрд тенге, а также проведение капитального ремонта двухсекционных электровозов серии ВЛ-80 в количестве 5,5 единицы на 1,1 млрд тенге, маневровых тепловозов серии ТЭМ-2 в количестве шести единиц на 639,9 млн тенге и ЧМЭ-3 в количестве трех единиц на сумму 443,7 млн тенге.
Отметим, что инвентарный парк локомотивов «КТЖ – Грузовые перевозки» составляет 1557 единиц, из которых 525 являются электровозами, 617 – магистральными и 415 – маневровыми тепловозами. Средний возраст локомотивов достигает 25,36 года, а износ – 61,21%.
В заявке прилагается расклад по существующим займам «КТЖ – Грузовые перевозки» у зарубежных и казахстанских банков – HSBC Continental Europe, Ситибанк Казахстан, Société Générale, Natixis, Евразийский банк развития (ЕАБР), Halyk Bank, а также у материнской структуры – КТЖ. Из них можно выделить кредитное соглашение с ЕАБР, которое было подписано в мае 2023 года на 17,7 млрд рублей под 7,8% до 2034 года для покупки 50 магистральных грузовых тепловозов от российского БМЗ «Трансмашхолдинг», на начало апреля по нему было освоено 12,4 млрд рублей.
В целом расходы на выплату основного долга по займам компании «КТЖ – Грузовые перевозки» в прошлом году составили 80,6 млрд тенге и процентов на 30,8 млрд тенге. В первом квартале этого года затраты на обслуживание кредитов сложились в объеме 29,4 млрд тенге и 6,9 млрд тенге соответственно.
Согласно представленной в рамках тарифной заявки финотчетности, за 2023 год «КТЖ – Грузовые перевозки» получили убыток на 45,7 млрд тенге. В основном в минус компанию вывели финансовые расходы на 39 млрд тенге, которые, видимо, пошли на обслуживание кредитов. Интересно, что в феврале этого года она заключила долгосрочные договоры с китайской CRRC Dalian Co. Ltd на покупку 200 тепловозов на общую сумму 4 млрд юаней, или примерно 253,2 млрд тенге. Кстати, в прошлом году общая сумма сделки между сторонами на покупку маневровых и магистральных тепловых локомотивов из Китая и создание инжирингового, сервисных центров обслуживания оценивалась в 1,3 млрд долларов. Так что затраты на обновление и обслуживание локомотивного парка «КТЖ – Грузовые перевозки» будут расти и далее.
Слушания по заявке локомотивной компании КТЖ могут состояться в течение нескольких недель.