Фото: pexels.com
К примеру, многолетний лидер академического высшего образования — Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (КазНУ) опустился в первом рейтинге со 150-го на 230-е место, а во втором перешел из кластера 1001–1200 в более низкий. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (ЕНУ), в свою очередь, снизил позиции с 277-го до 355-го места в QS и также просел на кластер ниже в рейтинге Times. Схожая картина и с Южно-Казахстанским университетом имени М. О. Ауэзова (с 443-го места на 620-е) и с другими вузами. Что же случилось?
В 2023 году оба британских международных рейтинга, составляемых аналитической компанией Quacquarelli Symonds (QS, ранжирует 1500 организаций образования) и рассчитываемых журналом Times Higher Education (THE, ранжирует 1904 университета плюс 769 только называет, это вузы-«репортеры»), решили утяжелить индикаторы, относящиеся к научно-исследовательской деятельности вузов.
Так, в QS добавили индикатор International Research Network — «международные коллаборации» в вольном переводе. Это доля публикаций на одного ученого и количество публикаций в сотрудничестве с зарубежными коллегами (с определенными условиями цитирования). Times Higher Education добавил сразу три новых показателя: «сила исследований» (рассчитывает 75-й процентиль взвешенного по областям влияния цитирования), «превосходство исследований» (оценивает количество научных публикаций, входящих в 10% лучших по цитируемости во всем мире) и «влияние исследований».
Что еще хуже для положения казахстанских вузов, в QS радикально, в два раза (с 20 до 10%), снизили вес индикатора «Соотношение количества преподавателей и студентов». А это показатель, за счет которого наши университеты и набирали очки.
На мой взгляд, новые индикаторы оценки, внедренные крупнейшими аналитическими агентствами мира, более точны и объективны. Например, казахстанские ученые любят публиковаться в низкорейтинговых журналах, однако по индикатору «Влияние исследований» их публикации не имеют веса. Поэтому нашим академикам остается только одно: повышать свою значимость как ученых, а университетам — как ведущих исследовательских структур на глобальной арене, соревнуясь не с МГУ, МГИМО и вузами СНГ, а с университетами Лиги плюща и Оксбриджа. Ведь конкуренция — двигатель прогресса и роста.