Фото: inbusiness.kz
Монополист заложил в тарифной смете прирост на 73 млрд тенге, уточняется на одной из страниц презентации тарифной заявки, предоставленной корреспонденту издания его сотрудниками. КТЖ аргументирует такой резкий тарифный скачок на 2024 год необходимостью увеличения расходов на оплату труда – рост в проекте тарифа на 7,9%, или 28,3 млрд тенге, на выплату вознаграждений по заимствованиям на строительство вторых путей участка Достык – Мойынты в 2022-2025 годы – 6,9%, или 24,7 млрд тенге, и наращивание инвестпрограммы в статье расходов «капитальный ремонт путей» – 5,5%, или 20 млрд тенге. Конечно же, еще не факт, что все тарифные пожелания будут удовлетворены КРЕМ.
«При этом уровень тарифов на регулируемые услуги МЖС при перевозке социально значимых продовольственных товаров не изменен и действует на уровне утвержденных», – подчеркивается в выкладке КТЖ.
Фото Данияра Серикова
В пояснительной записке тарифной заявки, загруженной в феврале в системе monopolist.gov.kz, КТЖ предлагает утвердить тарифы на регулируемые услуги МЖС с 1 апреля 2024 года и на 2025 год со ссылкой на ноябрьское поручение бывшего премьера Алихана Смаилова «в части ежегодного повышения регулируемых железнодорожных тарифов на услуги МЖС и локомотивной тяги на 24% в течение трех лет».
Напомним, пятилетняя тарифная заявка вместе с инвестпрограммой по МЖС для КТЖ была утверждена в 2020 году на 2021-2025 годы. В последний раз утвержденная смета менялась год назад – тогда магистральные тарифы выросли на 28,4% для 22 видов грузов, писал inbusiness.kz. В начале этого года монополия вновь подала заявку на увеличение максимального индекса к тарифам на услуги магистральной сети для экспортных перевозок, сообщало наше издание. В марте в ответе на запрос депутатов премьер-министр Олжас Бектенов заявлял, что КТЖ применяет механизм ценовых пределов к экспортным перевозкам по родам грузов по рекомендации государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана.
Кстати, в ноябре сообщалось, что долг КТЖ на тот момент составлял 2,7 трлн тенге. Кроме того, inbusiness.kz писал о накопившейся задолженности железнодорожной нацкомпании перед «КазМунайГазом» за нефтепродукты в конце прошлого года.
Судя по презентационной выкладке, распространенной КТЖ на слушаниях, ее инвестпрограмму на 2024 год предлагается увеличить по капитальному ремонту путей подрядным способом на 20 млрд тенге из собственных средств, а по проекту «Достык – Мойынты» предлагается добавить заемных 146,4 млрд тенге. На 2025 год корректировка заложена на 53,6 млрд тенге и 37,8 млрд тенге по этим двум статьям затрат соответственно.
«Рост стоимости ремонта в основном обусловлен значительным превышением фактической инфляции над плановой, которая была предусмотрена в утвержденной программе. Так, в 2020 году при утверждении инвестиционной программы общества на фактические цены 2019 года был применен плановый уровень инфляции, ежегодно это от 3% до 4% он составлял. Фактический же уровень инфляции значительно превысил плановый и составлял ежегодно от 7,5% до 20,3%, что привело к разрыву… в 2024 году практически на 50%. В связи с чем в предложенном заявлении на корректировку инвестиционной программы за счет регулируемой деятельности объем капитального ремонта на 2024 год предусмотрен в объеме 429 км, что соответствует утвержденной концепции (развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. – Прим.), а стоимость мероприятия составила 101,7 млрд тенге. Уменьшение объема обусловлено, как я уже сказал, повышением стоимости капитального ремонта путей согласно проектно-сметной документации», – аргументировал замдиректора департамента дирекции магистральной сети АО «НК «Қазақстан темір жолы» Александр Кирович в своем выступлении на слушаниях.
Что касается строительства вторых путей участка Достык – Мойынты, то в презентации КТЖ указывается, что объем инвестиций в этом проекте был запланирован на 543 млрд тенге, где источником финансирования были заемные средства со ставкой вознаграждения 7,37-9,25% на 20 лет.
«Уже в 2022-2023 годах компания выпустила облигационные займы на 162,9 млрд тенге и 173,7 млрд тенге со ставкой вознаграждения от 7,37% до 8,74% соответственно. Кроме того, дополнительно еще в 2024-2025 годах также планируется произвести облигационные выпуски. Таким образом, согласно откорректированной инвестиционной программе, объем инвестиций за счет собственных средств компании составит на 2024 год 148 млрд тенге, на 2025 год – 192,6 млрд тенге», – уточнил железнодорожник.
Комментируя вопрос inbusiness.kz, Александр Кирович разъяснил, что повышение зарплаты на 28,3 млрд тенге в новой тарифной заявке для 39,6 тыс. сотрудников КТЖ было рассчитано исходя из средних показателей оплаты труда по казахстанским регионам, представленных официальной статистикой за 2023 год.
Со своей стороны отметим, что даже если рост тарифов КТЖ на услуги пользования магистральными железнодорожными сетями будет утвержден на запрошенном уровне в 20%, то все равно для отдельных предприятий останутся тарифные исключения.
«Согласно пункту 3 протокольного поручения премьер-министра РК Бектенова О. А. от 14 февраля 2024 года, в целях стабилизации работы предприятия, снижения себестоимости продукции и дальнейшего направления прибыли на решение социальных вопросов работников и модернизацию производства было поручено обеспечить снижение железнодорожного тарифа для АО Qarmet на 50% сроком на 1 год», – говорится в пояснительной записке КТЖ к заявлению об изменении величины минимального индекса к тарифам на регулируемые услуги МЖС на 2024 год.