Синтетический мир: как МВД РК борется с проблемой наркомании в стране

Фото: freepik

По словам главы государства, только в прошлом году было выявлено свыше 7,5 тыс. наркопреступлений, из незаконного оборота изъята 41 тонна веществ. 

«Мы должны, не теряя времени, активизировать борьбу с наркотиками, потому что завтра уже может быть поздно!» – сказал он, обращаясь как к правоохранителям в общем, так и к каждому казахстанцу в частности.

Также президент предложил максимально усилить ответственность за производство наркотиков, приравняв его к самым тяжким преступлениям. Акцент был сделан на «синтетику», давно потеснившую своих натуральных предшественников.

Дабы понять резкость высказываний Касым-Жомарта Токаева, нужно вообразить себе масштабы распространения «синтетического мира» внутри республики. А они примерно таковы.

Проблема

С каждым годом эта темная сфера лишь прибавляет в объеме. Как рассказал заместитель начальника департамента по противодействию наркопреступности Министерства внутренних дел РК Бакытжан Амирханов, если, например, за 2018 год было изъято чуть более 7 кг синтетических средств, то за прошлый – уже более тонны.

Впрочем, это не только наша «чума» – она общая для всего земного шара.

«С начала этого года изъяли 159 кг синтетических наркотиков. Динамика показывает, что во всем мире доминирует их производство. Опиоидные отошли на второй план», — Бакытжан Амирханов.

И поскольку популярность всевозможных «солей» и «скоростей» росла, наши дельцы не смогли остаться в стороне и не припасть к столь щедрой «кормушке». Ведь, продолжает Амирханов, менее 10 лет назад они завозились к нам извне. А сейчас травят страну «изнутри», разжившись местным производством.

«В этом году ликвидировали уже больше 10 нарколабораторий. Преступники завозят оборудование, которое применяется в медицине, и с его помощью пытаются наладить процесс».

Одна из причин пусть временной, но неуловимости производителей новомодной «дури» кроется в прекурсорах, их которых эта самая «дурь» состоит. Такие ингредиенты применяются – легально – в совершенно разных отраслях, соответственно, их легче найти в свободном обороте. Те, что «засветились» в производстве наркотиков, стараются оперативно ограничивать. Вопрос только в том, насколько изобретательны могут быть авторы все новых рецептур.

О последствиях засилья наркотиков говорит статистика. Да и та – с погрешностями. Официально на учете состоят свыше 18 тыс. зависимых. Но это, повторимся, официально, с согласия самих пациентов.

Борьба

«Во исполнение поручений главы государства нами в прошлом году был разработан комплексный план, утвержденный в июне. В рамках комплексного плана мы при взаимодействии со всеми государственными правоохранительными органами, а также с акиматами, местными исполнительными органами противодействуем данной наркоугрозе», – подчеркнул Амирханов.
План, помимо борьбы с «симптомами» уже существующей болезни, предусматривает еще и ее активную профилактику:

«Только за этот год мы провели более 2 тыс. различных профилактических мероприятий, в том числе в школах и вузах. Это все прописано в комплексном плане, о котором я говорил. Есть такая наука – аддиктология зависимостей. Но профилактика должна быть не только со стороны государственных органов. Здравоохранение должно вести профилактику в части социально значимого заболевания. Полиция должна проводить разъяснительную работу с молодежью в части вовлечения их в незаконный оборот наркотиков. Но большую роль играют родители».

Однако вернемся к симптомам. Один из самых ярких – продажа наркотиков в соцсетях и мессенджерах. На это министерству есть чем ответить: специально закупленные аппаратно-программные комплексы, возможность блокировать подозрительные ресурсы, система «Кибер-надзор».

«Только в прошлом году мы заблокировали более 6 тыс. сайтов, в этом – более 500 сайтов», – заверил спикер.

На достигнутом правоохранители не останавливаются, работа продолжается.

КриминалОбщество