Фото: © Kandinsky
Для этого в декабре 2022 года принят закон, определяющий порядок установки и функционирования АСИ. Размещение станций на местных дорогах возложено на МИО, а на республиканских – на АО «КазАвтоЖол».
Закон обязывает автомобили с грузоподъемностью свыше 12 тонн проезжать через АСИ, а объезд и уклонение от взвешивания будут фиксироваться. При этом за нарушение требований закона предусмотрено административное наказание. Взвешивание транспортных средств осуществляется в движении. Фиксация нарушений, видеофиксация объездов, а также штрафы будут оформляться автоматически по принципу механизма системы «Сергек».
На сегодняшний день проводится работа по реализации автоматизации административного производства по правонарушениям в сфере транспорта путем интеграции Информационно-аналитической системы транспортной базы данных и мониторинга динамики безопасности перевозок (ИАС ТБД) с процессинговым центром «Единого реестра административных производств» (ПЦ «ЕРАП») Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК.
Кроме того, в рамках реализации указанного закона по инициативе Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК разработана совместная Дорожная карта с комитетами административной полиции, автомобильных дорог и акиматом г.Астаны.
В соответствии с ней в октябре 2023 года в Астане начались работы по установке АСИ на основных 6 точках заезда автотранспортных средств в город. Таким образом, все грузовые автомобили, заезжающие в город, будут проходить автоматическое взвешивание без участия человека.
Для масштабирования данного подхода по всем регионам акиматами областей и городов Астана, Алматы и Шымкент планируется до конца 2024 года установить 150 АСИ. АО «КазАвтоЖол» в это время установит 70 станций на республиканских дорогах.
Данными мерами министерство намерено решить вопросы предотвращения преждевременного разрушения и износа автомобильных дорог и обеспечения качественного контроля за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также минимизировать существующие коррупционные риски при осуществлении транспортного контроля.