Фото: eda.show
Можно было бы подумать, что налогообложение газированных напитков повысит их цены и оттолкнет потребителей от их покупки. Учитывая эту идею, по всему миру была введена волна налогов на подслащенные напитки. Например, города в районе Калифорнийского залива ввели налог в размере 1 цент за унцию (значительное повышение цены, учитывая, что стоимость газированных напитков на западе США составляет около 5 центов за унцию).
Так почему же эти налоги оказались настолько неэффективными?
Политика, направленная на значительное сокращение добавленного сахара или общего количества потребляемых калорий, не может быть эффективной, если она нацелена только на небольшую группу продуктов, таких как газированные напитки.
Используя более свежие данные, было обнаружено гораздо более низкое среднее снижение продаж в магазинах Филадельфии (от 18 до 25 процентов), которое еще больше снижается за счет трансграничных покупок. Это все еще может показаться довольно значительным сокращением продаж, но влияние на потребление сахара невелико. И вместо этого люди не покупают более «здоровые» напитки.
Некоторые считают, что налоги на газированные напитки также могут быть эффективным инструментом решения проблемы дисбаланса состояния здоровья разных этнических и социальных групп. Сообщества с низкими доходами, как правило, потребляют много сладких напитков и непропорционально страдают от ожирения и связанных с ним проблем со здоровьем. Теоретически налоги на газированные напитки могли бы стать катализатором к потреблению более здоровых напитков для данного социального слоя. Но факты говорят об обратном. По данным исследований было обнаружено, что более высокая доля налога передается потребителям в районах с низкими доходами и они меньше реагируют на повышение цен, чем люди в более богатых районах. Это означает, что домохозяйства с низкими доходами несут более тяжелое бремя налогов на газированные напитки и не получают обещанной пользы для здоровья.
Защитники иногда возражают, что доходы от налогов на газированные напитки могут быть перенаправлены на программы, приносящие пользу тем же домохозяйствам. Но, конечно, такие программы могут финансироваться более прямо и справедливо за счет перепрофилирования средств, собранных в виде подоходного налога.
Как мы можем добиться большего?
Во-первых, налоги на сахаросодержащие напитки, которые взимаются по всей стране, а не на местном уровне, сводят к минимуму трансграничные покупки. Во-вторых, налог на содержание сахара, а не на объем напитков (с более низкими налоговыми ставками для менее сладких продуктов) стимулирует производителей сокращать количество сахара, добавляемого в напитки. Около 80 процентов измеренного общего снижения количества добавленного сахара, приобретаемого в Великобритании, связано с изменением рецептуры производителем, а не с уменьшением закупок.
В-третьих, политика, направленная на значительное сокращение добавленного сахара или общего количества потребляемых калорий, не может быть эффективной, если она нацелена только на небольшую группу продуктов, таких как напитки. Более широкие налоги на сахар, добавляемый ко всем видам продуктов питания и напитков, особенно в сочетании с субсидиями, которые удешевляют более полезные альтернативы (например, свежие фрукты и овощи), имеют больше шансов.
Образовательные кампании, политика цветовой маркировки и требования к раскрытию информации могут еще больше повысить способность людей делать более здоровый выбор. На данный момент лишь несколько стран, такие как Чили, Перу и Уругвай, информируют потребителей об опасностях чрезмерного потребления сахара, размещая на лицевой стороне упаковки продуктов крупную предупреждающую этикетку в форме стоп-знака «высокое содержание сахара».
Определенно, нужны дополнительные исследования, которые оценят, какая политика, отдельно или в сочетании с другими, может более эффективно снизить потребление добавленного сахара. Однако уже понятно – несмотря на одобрение многих исследователей и политиков, а также внимание со стороны средств массовой информации, налоги на сахаросодержащие напитки не могут вызвать те поведенческие изменения, которые необходимы для того, чтобы обратить вспять тенденции ожирения.
Оригинал
На правах PR