Фото: exo-ykt.ru
Когда в школе имени Ш. Уалиханова в поселке Нура прорвало батареи, администрация запретила распространение сведений об аварии и даже вела поиски автора видеороликов, где был запечатлен полный учеников и сотрудников школы коридор. Руководство школы, комментируя ситуацию, ссылалось на Закон РК «О персональных данных». В администрации поясняли: школа не возражает против фото- видеосъемки самого здания, или учащихся и сотрудников – но в том случае, они согласны на съемку, публикацию или распространение материала с ними. И даже съемку открытого урока, рассказали в школе, важно согласовать с учителями, детьми и родителями. Если хотя бы кто-то будет не согласен – снимать не смогут, поясняло руководство.
Кто же может снимать фото и видео в школе, и в каких случаях? Когда это запрещено?
Глава отдела правового обеспечения управления образования Карагандинской области Аргын Елеусизов рассказал: на днях Президент Казахстана подписал закон, который вносит изменения в законодательные акты по вопросам образования и безопасности детей. В одном из пунктов законопроекта говорится, что обучающимися и воспитанниками во время учебного процесса не допускается использование абонентского устройства сотовой связи в организациях среднего образования. Исключения – случаи, предусмотренные краткосрочными учебными планами в учебных целях. То есть ученики не будут пользоваться смартфонами без разрешения преподавателей. Но после урока и вне урока ученик может позвонить родителям. Правда, пока не понятно, как будет караться пользование смартфонами во время урока.
«То есть на территории организации образования, внутри нее, вне занятий смартфоном пользоваться можно – однако лишь в качестве средства связи. Надо сказать, что у нас в области уже есть школы, в которых ученики во время урока кладут свои смартфоны в специальный шкафчик в кабинете, а после урока забирают. И к этому спокойно относятся и ученики, и преподаватели. Таких школ сейчас около 15-20», — поделился Аргын Елеусизов.
Фото: infopovod.ru
Глава Общества защиты прав потребителей «Гарант» и руководитель республиканской Ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмаганбетов насчет пользования смартфонами с коллегами из управления согласился лишь в одной детали.
«Если внесенные Президентом изменения касаются ограничений пользования своей собственностью – а телефон это собственность – такое ограничение допускается. Но тут важно провести все через принцип статьи 39 Конституции РК: право человека может быть ограничено при двух условиях – законом, если нарушается конституционный строй (в данном случае – нет), общественный порядок (тоже – нет), здоровье нации и населения (тоже – нет), права других лиц – и здесь уже есть допустимые детали. То есть, во время учебы зазвонит телефон, он ограничит право на получение образования других детей – и во время уроков ограничивать пользование смартфоном конституционно верно. Все остальное ограничено быть не может. Потому что пункт 12 статьи 24 Закона “О защите прав потребителей” гласит: потребитель имеет право производить фото- и видеосъемку в местах оказания услуг. А в организациях среднего образования – школах и колледжах, по сути, оказываются услуги по его получению – государственные или частные», — уточнил Жаслан Айтмаганбетов.
Как быть с тем, что организации образования считаются общественным местом? Это уже не так, объяснил Аргын Елеусизов. Школа приравнивается к стратегическому объекту по правилам антитеррористической безопасности: согласно им любой объект образования – стратегический. Жаслан Айтмаганбетов здесь снова не согласился: школа к стратегическому объекту приравниваться не может. Это не здание правоохранительных органов, а значит, и в запрете на съемку в здании смысла нет.
Фото: dzeninfra.ru
«К стратегическим объектам относятся объекты правоохранительной системы, где есть боеприпасы, военные учреждения, прокуратура, КНБ, СИЗО. Если человек зашел в здание таких органов, заснял, допустим, сколько сотрудников на этажах – здесь другое дело. В школе нет сведений, которые являются государственной тайной. Поэтому запрет снимать, исходящий от администрации школы в случае с тем же прорывом труб, больше похож на попытку скрыть какие-то промахи...», — поделился Жаслан Айтмаганбетов.
То есть производить съемку в школе дети, учителя, другие работники или родители имеют полное право – это не засекреченный объект. Но есть нюанс. И он заключается в распространении заснятого материала, пояснил Жаслан Айтмаганбетов.
«Что такое распространение? Если человек снял других детей и выложил в соцсети – это нарушение статьи 145 Гражданского кодекса РК о праве на изображение. Но если я, например, сниму, что в школе нет жидкого мыла, горячей воды, кабинок туалета, батареи прорвало – я имею на это полное право. Если на камеру телефона зафиксировали, как преподаватель бьет ребенка – в качестве доказательства жестокого обращения, то снявший имеет право это распространять – в определенные органы, но если фото или видео уйдет в соцсети, то важно скрыть лица. Потому что мы не имеем права распространять изображение другого лица и использовать изображение без его согласия», — рассказал глава Общества защиты прав потребителей «Гарант».
В случае со школой поселка Нура, добавил Жаслан Айтмаганбетов, дело как раз упирается в то, что лица школьников на видеороликах не были скрыты – и поэтому распространять их было бы нарушением с юридической точки зрения. Но если такие ролики послужили бы доказательной базой для правоохранительных органов – это не являлось бы нарушением прав другого, поскольку ролики не попали бы в соцсети и интернет.
«И здесь, в этой ситуации, возмутиться может только тот человек, который попал в видеоролик и не хотел, чтобы его снимали. Это частный порядок – но можно обратиться к заснявшему, попросить удалить видео из соцсетей. Если этого не происходит – можно пойти в суд, суд вынесет решение об удалении информации и взыскании морального ущерба. При этом опираться будут на статью 145 Гражданского кодекса», — добавил Жаслан Айтмаганбетов.
В то же время, администрация поселковой школы, требуя не распространять видео со столпотворением в коридорах во время прорыва труб, по словам юриста, была не права.
Фото: exo-ykt.ru
«Здесь логичнее будут возмущения не администрации школы, а тех лиц, которые попали в кадр, не желая этого. В целом же каждый имеет право знать, куда деваются наши бюджетные средства – а на развитие школ они тоже идут. Кроме того, даже если родители, согласно распорядку школы, просят администрацию заранее оповещать, что их детей будут снимать на фото или видео – это носит уведомительный характер. И здесь мы возвращаемся к понятиям “снимать” и “использовать”. Снимать человеку запретить не могут – а может, он селфи делает? – но если другой человек увидит, что его сняли и выложили это в сеть без его согласия, распространяли изображение по мессенджерам, кому-то показывали – тут мы имеем дело с нарушением все той же 145 статьи Гражданского кодекса», — пояснил Жаслан Айтмаганбетов.
Фото автора
Можно ли родителям, учителям или самим ученикам снимать мероприятия на территории школы – концерты, праздники, Последний звонок, День знаний или другие? Жаслан Айтмаганбетов уточнил: в такой ситуации опираться стоит на статью 14 Закона РК «О СМИ». В ней говорится: согласие изображаемого лица не нужно, если оно присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных событиях. Запрет на съемку снимается и тогда, когда информация содержит изображение лица и сведения, связанные с его служебной или публичной деятельностью, и если человек сам публикует эти сведения в источниках с неограниченным доступом.