Назван топ-20 самых высокооплачиваемых специальностей в Казахстане

Фото: pixabay.com

«На начало 2023 года численность молодежи в возрасте 15-34 года в Казахстане составила 5,3 млн человек, или 27% всего населения. На максимуме, наблюдавшемся в 2011 году, она достигала 5,7 млн человек, что на 7,3% выше текущего показателя. В целом к 2030 году, согласно прогнозу АО «ЦРТР», численность молодежи работоспособного возраста увеличится более чем на полмиллиона и достигнет 5,9 млн человек», – сообщил Шалкар Байкулаков.

По озвученным данным, Туркестанская область – самый населенный регион Казахстана. На начало 2023 года в нем проживало 2,1 млн человек, что лишь на 43 тыс. человек меньше, чем в крупнейшем городе – Алматы (2162 тыс.). С учетом этого соображения, а также того, что 76% населения Туркестанской области формально проживают в сельской местности, неудивительно, что данный регион лидирует по совокупному отрицательному сальдо миграции молодежи, которое за 2020-2022 годы составило порядка 36 тыс. человек, или 28% от совокупного сальдо по регионам, где оно является отрицательным.

Какой город выбирает молодежь – Астану или Алматы? По результатам 2022 года обнаружилось, что из столицы в Алматы перерегистрировалось 2912 человек, а в обратном направлении уже 2448 человек. Таким образом, Алматы выигрывает у столицы.

На основании анализа баз данных выявлено, что, за исключением Астаны, Алматы и Шымкента, а также Акмолинской области, отток молодежи превышает аналогичный приток. При этом к основным регионам, где наблюдается это явление, относятся Туркестанская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская и Жетысуская области.

Занятость молодежи

В течение последнего пятилетия существенного колебания в долевом соотношении наемных работников и самозанятых среди молодежи не наблюдалось.

«В структуре молодежной занятости в последние 5 лет 78% приходится на наемную занятость, 22% – на самозанятую молодежь. При этом, углубившись в отраслевое направление компаний-работодателей, можно отметить следующие тенденции занятости в различных сферах экономики. Во-первых, предприятия – поставщики готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в пять раз сильнее нуждаются в работниках, чем компании, занятые добычей сырья. Наибольшую долю, порядка 14%, в спросе на рабочую силу занимает обрабатывающая промышленность», – продолжил Шалкар Байкулаков.

По его словам, также налицо потребность в кадрах для мониторинга эффективности, ремонтных работ и системного развития производственной инфраструктуры в целом. Во-вторых, торговля, в особенности розничный рынок, помимо весомого вклада в рабочие места, является одним из лидеров так называемой серой, или неформальной, занятости. По данным ЦРТР, рост молодежной рабочей силы в торговле может способствовать развитию рынка теневых доходов. Кроме того, розничная торговля имеет один из самых высоких коэффициентов текучести рабочей силы – 21,3%. Это означает, что раз в квартал каждый пятый работник увольняется по собственному желанию.

Напомним, почти 18% молодежной занятости приходится именно на торговый сектор, который занимает лидирующее место не только в мегаполисах, но и в Абайской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Кызылординской областях: в этих регионах в торговле работают от 17% до 27% молодых казахстанцев.

Две трети непродуктивно самозанятой молодежи живет в сельской местности

По данным ЦРТР, статистически фиксируется маленький спрос на наемных работников растениеводства, животноводства и сопутствующих услуг, не отражающий действительное положение дел в производстве аграрной продукции. В численном выражении сельское хозяйство за последнее пятилетие претерпело отток пятой части молодых работников – почти 100 тыс. человек наемных работников и самозанятых.

«Снижение молодежной занятости в аграрном секторе, как было сказано ранее, происходит на фоне низких доходов. В целом в сельской местности проживает две трети непродуктивно самозанятой молодежи (37 тыс. человек), ведущей личное или семейное подсобное хозяйство, со среднемесячными доходами ниже величины прожиточного минимума – то есть иных источников заработка у них нет», – привел данные Шалкар Байкулаков.

Работодатели Казахстана: молодежь ставит в приоритет зарплату

В ходе презентации было озвучено, что молодежь, в особенности представители поколения Z («зумеры»), считается более амбициозной и прагматичной по сравнению с соискателями старших возрастных групп. В свою очередь работодатели склонны обличать молодых специалистов в преобладании материалистических ценностей при трудоустройстве.

По данным АО «ЦРТР» (2023), практически половина из опрошенных 2,5 тыс. казахстанских работодателей уверены: размер заработной платы – приоритет для молодых соискателей. Однако данный факт скорее свидетельствует о том, что молодежь более открыта в обсуждении денежного вопроса, которое для их коллег в возрасте 45+ до сих остается в зоне табу. Go Banking Rates подсчитали, что 37% поколения Z (18-24 года) и 27% миллениалов (25-34 года) интересуются уровнем заработка у друзей и коллег.

Для сравнения: только 14% респондентов 45-54 лет признались в такой любознательности. К 2029 году 74% рабочей силы в Казахстане будут представлять миллениалы и зумеры, которые значительно отличаются от старшего поколения. Они выбирают новые модели поведения и ценности – ценят гибкие формы занятости. Это поколение имеет свое понимание баланса между профессиональной и личной жизнью, могут пойти на финансовые уступки ради гибкости трудового графика. Новое поколение не зацикливается на профессиональной карьере и пожизненной приверженности одному делу.

Отдельного внимания заслуживает вопрос половозрастной стратификации, то есть неравного распределения материальных благ и привилегий. На пол и возраст при найме сотрудников обращают внимание 8% казахстанских работодателей. При этом не исключено, что остальные 92% скрывают свою избирательность. Как показал анализ заработных плат специалистов 15-34 лет в Казахстане, эйджизм как таковой на отечественном рынке труда не наблюдается. Безусловно, общий стаж работы несет определенное зарплатное преимущество для специалистов с опытом. Особенно заметна ценность опыта в сферах государственного управления, финансов и добывающей промышленности.

Пятая часть молодежи работает не по специальности

Трудоустройство молодежи по специальности в Казахстане имеет наглядную региональную специфику. Так, в числе макрорегионов, где наблюдается высокая доля молодежи, чья специальность соответствует выполняемой ею работе, оказались мегаполисы и западный макрорегион. В мегаполисах, а также в Западном Казахстане, девять из десяти молодых людей трудоустроены по специальности. В Мангистауской области практически каждый молодой человек работает в соответствии с полученным образованием. Напротив, несоответствие специальности прослеживается в южном, центральновосточном и северном макрорегионах, в которых практически каждый третий молодой специалист работает не по специальности. Например, в Абайской и Туркестанской областях четверть молодежи трудоустроена в сферах, которые не соответствуют их специальности.

В целом 21% молодых специалистов в Казахстане работают не по профессии, полученной в результате обучения. Для рынка труда последствием несоответствия образования и трудовых обязанностей является снижение производительности труда. Что касается молодых людей, то они расплачиваются своим уровнем доходов. Так называемый зарплатный штраф возникает в результате несоответствия полученной специальности выполняемой работе.

В целом ЦРТР назвал топ-20 профессий, представители которых получают максимальную заработную плату.

КазахстанОбществоФото