Новые железные дороги, авиарейсы, запуск БАКАД – транспортные итоги года в Казахстане

Фото: primeminister.kz

Учитывая уникальные географические преимущества Казахстана и стабильный рост грузоперевозок, глава государства Касым-Жомарт Токаев обозначил развитие транспортно-логистического потенциала одним из ключевых приоритетов работы правительства.

«Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы. Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны», — сказал президент в своем недавнем послании народу РК.

На сегодняшний день в республике уже началась реализация целого ряда крупных транспортных проектов, которые охватывают автомобильную, железнодорожную, воздушную и морскую сферы. 

 

 

  • Общий объем грузоперевозок через территорию РК за 11 месяцев составил 895 млн тонн, что на 3,9% больше показателя аналогичного периода 2022 года. На долю транзита при этом приходится более 29 млн тонн – рост на 21%.
  • Объем инвестиций в отрасль вырос в 1,6 раза, до 1,8 трлн тенге.
  • В текущем году в сфере железнодорожного транспорта началась реализация сразу нескольких крупных мегапроектов.

Так, в ноябре дан старт строительству обводной ж/д линии в обход станции Алматы (74 км) и линии Дарбаза – Мактаарал (152 км). Первая позволит сократить время доставки грузов на 24 часа и разгрузить Алматинский железнодорожный узел на 40%, а вторая – увеличить пропускную способность в направлении Центральной Азии на 10 млн тонн.

 

 

Наряду с этим в декабре началось строительство ж/д ветки Бахты – Аягоз протяженностью 272 км. Реализация данного проекта даст возможность увеличить грузооборот между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн.

 

 

В целом в ближайшие три года в республике будет построено более 1,3 тыс. км новых железных дорог.

  • В 2023 году приобретено 133 локомотива, что обновит парк казахстанских локомотивов на 6% и позволит снизить уровень износа до 52%.

Для повышения удобства пассажиров закупается 856 пассажирских вагонов. В этом году 100 из них уже начали курсировать на действующих маршрутах. В результате износ парка снижен с 47% до 45%.

  • В этом году ремонтно-строительными работами охвачено 10,7 тыс. км автомобильных дорог республиканского и местного значения. На эти цели предусмотрено 753 млрд тенге – на 14% больше, чем в прошлом году.

Завершены три крупных проекта: БАКАД, Кандыагаш – Макат и Ушарал – Достык.

 

 

В июне 2023 года официально открыто движение по Большой Алматинской кольцевой автодороге (БАКАД). Автобан строился исключительно за счет частных инвестиций.

 

Наряду с этим интенсивно велись работы по шести проектам-долгостроям: Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Караганда – Алматы, Мерке – Бурылбайтал, Актобе – Кандыагаш и Атырау – Астрахань. По ним, кроме обходов населенных пунктов, открыто движение на 923 км.

 

Большое внимание уделено проведению капитального ремонта дорог Казталовка – Жанибек и Униге – Бисен – Сайхин в Западно-Казахстанской области протяженностью 245 км. В настоящее время обеспечен проезд на 220 км. В целом полное завершение работ по обозначенным дорогам ожидается в 2024 году.

 

● С 2024 по 2030 год планируется реализовать ряд приоритетных автодорожных проектов общей протяженностью более 9 тыс. км. Из них по республиканской сети – 4,7 тыс. км, по региональным дорогам – 4,5 тыс. км.

 

Что касается республиканских трасс, в 2024 году планируется начало работ по следующим проектам: Актобе – Улгайсын – Кызылорда (1361 км, из них  56 км – в 2024 г.), Караганда – Жезказган (513 км, из них 40 км – в 2024 г.), обход г. Сарыагаш (102 км), Кызылорда – Жезказган (216 км).

 

 

В 2023 году из республиканского и областного бюджетов выделено 36 млрд тенге на ремонт 569 км автомобильных дорог в Кызылординской области. Доля дорог в регионе в хорошем состоянии достигла 87,5%

  • Начата проработка ряда важных проектов по развитию морской инфраструктуры Казахстана. В порту Актау планируются создание контейнерного хаба, реконструкция причалов, а также обновление перегрузочной техники и оборудования.

В порту Курык запущен зерновой терминал совместно с эмиратской компанией Abu Dhabi Ports. 

 

Вместе с тем для повышения безопасности морского судоходства в 2024-2025 годы планируется проведение дноуглубительных работ в акватории портов Актау и Курык.

В целом реализация всех вышеуказанных проектов позволит увеличить пропускную способность морских портов РК на 10 млн тонн, в том числе контейнерных мощностей до 300 тыс. ДФЭ в год.

 

 

В ноябре 2023 года в международный морской торговый порт прибыли новые танкеры. Они будут задействованы в перевозках казахстанской нефти по Каспийскому морю. Они оснащены передовыми системами управления и имеют высокие технические характеристики и современное оборудование

  • Усилено развитие внутреннего водного транспорта. В частности, планируется наращивание транзитного потенциала трансграничной реки Иртыш и создание нового коридора Россия – Казахстан – Китай. Речь идет о строительстве нового судоходного шлюза в городе Семее, речного порта в поселке Тугыл и железной дороги до границы Китая. Развитие транзитных возможностей трансграничной реки Иртыш позволит увеличить объемы перевозки грузов с нынешних 1,5 млн до 3,5 млн тонн.
  • За 2023 год число перевезенных пассажиров отечественными авиакомпаниями составит порядка 13 млн человек, прогнозируемый рост – 23%. Объем обслуженных пассажиров в аэропортах страны  ожидается на уровне более 25 млн человек, что на 22% больше показателя прошлого года. 
  • Парк воздушных судов казахстанских авиакомпаний вырос с 89 до 98 ед., емкость посадочных мест – с 12 тыс. до 15 тыс. (+26%). Все это позволит повысить регулярность рейсов и доступность авиаперевозок в целом.
  • За счет частных инвестиций ведется строительство 3 новых пассажирских терминалов в городах Шымкенте, Кызылорде и Алматы. Завершение работ ожидается в следующем году.
  • На сегодняшний день в Казахстане установлено международное авиасообщение с 28 странами. Полеты выполняются по 108 маршрутам с частотой 550 рейсов в неделю 4 казахстанскими и 30 иностранными авиаперевозчиками.
  • В текущем году были открыты и возобновлены полеты по 23 маршрутам в 13 стран: Лахор, Маскат, Манама, Дели, Шарм-эль-Шейх, Пекин, Сиань, Урумчи, Самарканд, Баку, Тбилиси, Кутаиси, Бишкек, Анкара, Ханчжоу и Джидда.
  • Проведена работа с крупнейшим лоукостером Юго-Восточной Азии – AirAsia. В результате авиакомпания объявила о запуске прямых рейсов между Алматы и Куала-Лумпуром с марта 2024 года.
  • Отдельного внимания заслуживают вопросы общественного транспорта. В этом году запущен механизм льготного лизинга на обновление городских автобусов в регионах через Фонд развития промышленности. В результате в регионы поставлено 2,5 тыс. новых автобусов, 774 из которых – экологически чистые. Тем самым достигнуто сокращение износа имеющегося парка на 13% – до 33%.
  • Казахстан ведет работу по развитию своего участка Транскаспийского международного транспортного маршрута. За 11 месяцев через морские порты Актау и Курык по маршруту ТМТМ перевалено 2,5 млн тонн грузов – рост на 107% по сравнению с прошлым годом. Впервые по коридору ТМТМ в этом году перевезена казахстанская нефть.

Для развития маршрута в октябре 2023 года железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии подписаны учредительные документы по созданию единого оператора логистических услуг. Наряду с этим страны совместно с Турцией работают над синхронным устранением «узких» мест на маршруте.

 

В целях улучшения логистического сервиса прорабатывается вопрос создания единого окна перевозок по ТМТМ. Полноценный запуск цифрового транспортного коридора запланирован на 2024 год.

 

В октябре т. г. подписаны соглашения по развитию ТМТМ с Китаем, которые предусматривают наращивание экспортно-импортных и транзитных перевозок, содействие КНР в финансировании портовых инфраструктурных проектов, развитие мультимодальных перевозок по ТМТМ и т. д.

 

Для сокращения сроков доставки грузов автотранспортом до портов Актау и Курык планируется строительство автодороги республиканского значения Шалкар – Бейнеу протяженностью 515 км. В настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование.

 

Реализация мероприятий по развитию маршрута позволит к 2027 году увеличить его пропускную способность до 10 млн тонн в год.

  • На внешней границе ЕАЭС с 2023 года ведутся строительно-монтажные работы по пунктам пропуска «Капланбек», «Казыгурт», «Атамекен» и «Тажен» (Узбекистан), «Алаколь», «Калжат», «Майкапшагай» и «Бахты» (Китай), «Темир баба» (Туркменистан).

Реконструкция предусматривает расширение территорий пунктов пропуска, модернизацию существующих зданий и сооружений, оснащение новейшим оборудованием, в том числе стационарными инспекционно-досмотровыми комплексами (Rapiscan Eagle и т. д.), а также увеличение количества кабин паспортного контроля и полос движения с разделением потоков.

 

Для внедрения автоматизации и передовых технологий на пунктах пропуска в 2024-2026 годы предусмотрен закуп 83 единиц автоматизированных систем паспортного контроля Е Gate.  

«Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы. Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны», — сказал президент в своем недавнем послании народу РК.

Казахстан