Почему все больше сел в Казахстане отказываются от алкоголя


Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

По мнению Абылайхана Калназарова, села, где отсутствует алкоголь, – это не новое явление, а возвращение к истокам.

«Употребление алкоголя никогда не было присуще исконной степной жизни. Исторически казахи практически не употребляли крепкий алкоголь, и единственным традиционным напитком в этом отношении был кумыс – кобылье молоко, прошедшее естественное брожение», — отметил культуролог.

Как только в обществе усилился интерес к здоровому образу жизни и национальному возрождению, люди сами начали отказываться от алкоголя, увидев, что он разрушает семьи, ослабляет дух и делает людей уязвимыми, считает он.

Культуролог уверен, что в избравших безалкогольный путь селах пить местным жителям никто не запрещал. Все дело во взаимном доверии и авторитете определенных лиц.

 

«Там, где есть уважение к старшим, к традиции, к слову аксакала, нет нужды в насилии или жестких запретах. Людям просто объясняют: «Арақ – атадан қалған ас емес» («Водка не наследие твоих предков»)», — отметил он.

 

А дальше срабатывает коллективная ответственность: если кто-то оступился – с ним говорят старшие или имам.

 

«У нас нет полиции на каждом углу, но есть совесть и честь рода или фамилий. Важно, что в трезвый образ жизни вовлекается молодежь: через спорт, культуру, национальные игры. Занятому, уважающему себя человеку нет нужды напиваться. Сейчас такое время: пьющий отстает от жизни. Культ успеха тоже делает свое дело, ведь современная молодежь хочет быть успешной. Никто не хочет иметь дело с алкоголиком: не берет его на работу, не зовет на той», — объяснил собеседник Tengrinews.kz.

 

Свою роль играет и так называемый совет старейшин, который Калназаров называет «сердцем аула». Это неформальный, но крайне влиятельный орган, куда входят самые уважаемые люди села, отбираемые туда не по должности, а по мудрости и авторитету среди жителей. Они принимают решения, к которым прислушиваются все. Старейшины поддерживают моральную чистоту, напоминают о традициях и выступают посредниками в конфликтах.

 

«Когда в ауле обсуждается вопрос, вводить ли запрет на алкоголь, решение принимает совет. Это консенсус, а не давление сверху. Роль старейшин – объяснять, направлять, предлагать альтернативы. А главное — самим служить примером. Совет также занимается вопросами воспитания молодежи, поддержкой малоимущих, организацией культурных мероприятий. Это живой институт, не бутафория. И если старейшины говорят: «В ауле не будет водки», то с этим никто не спорит», — отметил культуролог.

 

Как далеко зайдет мода на трезвость

 

Калназаров уверен, что этот тренд будет только усиливаться, поскольку люди устали от последствий алкоголя: разрушенных семей, преступлений, бедности. Особенно это заметно в периферии, где все на виду.

 

«Мы наблюдаем не просто временное веяние, а глубокую трансформацию общества. Сегодня безалкогольные села есть в разных регионах Казахстана. Завтра их будет вдвое больше. Это путь возвращения к чистой жизни, где в приоритете – честь, здоровье, долг, уважение к предкам. Каждый хочет преуспеть в жизни и стать кем-то значимым», — подчеркнул он.

 

По мнению эксперта, заразителен не только дурной пример и в случае с безалкогольными селами также имеет место «эффект домино»: один аул отказался – другие подхватили.

 

«Как только одно село объявило себя безалкогольным и добилось положительных результатов, другие последовали за ним. Такие инициативы быстро распространяются, особенно на юге страны, где регионы плотно связаны родственными и экономическими узами. Безалкогольная политика не должна строиться на запретах сверху, она должна основываться на культуре, морали и общественной солидарности. Именно так действует традиционный казахский подход: через авторитет, наставничество, силу рода», — констатировал культуролог.

 

По мнению Абылайхана Калназарова, сегодня в села возвращается исконно здоровое сознание, при котором опьянение считалось позором и слабостью. Молодежь сейчас не просто «не пьет»: она сама задает новый стандарт, сознательно выбирая чистую жизнь без алкоголя.

 

«Это уже не протест, а новая норма. Выражаясь культурологическим языком, такие села – безалкогольные пространства. Важно подчеркнуть, что безалкогольное пространство – это не тюрьма, не система запретов, а осознанная атмосфера, в которую человек либо вписывается, либо сам отходит в сторону», — добавил эксперт.

 

Калназаров вспомнил о своей беседе с аксакалом одного из таких сел — бывшим директором школы.

 

«Он рассказал мне, что безалкогольные села – это не режим, а чистая среда. Здесь водка не в ходу потому, что ей просто нет места. Атмосфера такая, что даже у молодежи нет желания пить.

У многих возникает вопрос: не скажется ли отказ от алкоголя отрицательно на экономике? Напротив, в долгосрочной перспективе такой отказ выгоден. Семья тратит не на бутылку, а вкладывает эти деньги в корову, теплицу или обучение ребенка. Когда нет пьянства – нет лени, драк, болезней. А где порядок и труд – там и экономика растет», — резюмировал он. 

Источник: ekaraganda
Обратите внимание

Комментарии закрыты.