Фото: из личного архива Асылана Утепова
Первым по военному пути в их семье пошел его старший брат. Следуя его примеру, Асылан выбрал армию – не потому что «так надо», а потому что хотел быть частью чего-то большего, настоящего, опорой своей страны.
Образование будущий летчик получил в Военном институте Сил воздушной обороны имени Т. Бегельдинова в Актобе. Там, среди строгих дисциплин и утренних построений, стало ясно: любовь к небу – это ещё не всё. Здесь требовались выносливость, точность, инстинкт. Здесь учили не просто летать, а принимать решение за секунду до того, как может случиться непоправимое.
На сегодня Асылан Утепов освоил самые разные машины: от лёгких учебных «пташек» вроде FK-14 и P2002 до серьёзного «Альбатроса» L-39 и грозной «Сушки» Су-30СМ. За его плечами сотни часов в воздухе, десятки сложных учений, и одно твёрдое понимание: здесь, в небе, нет второстепенных задач.
«Ошибки не прощаются. Ты либо готов, либо нет. Поэтому каждый наш день как экзамен. Теория, физподготовка, внезапные вылеты. Мы не работаем по расписанию, мы живём по долгу. Самое важное – это ответственность. Важно сохранять спокойствие в любой ситуации, быть собранным, решительным и уверенным в себе. И, конечно, необходимо любить своё дело. Без страсти к небу, к службе здесь делать нечего», – говорит Асылан.
Рабочий день начинается до рассвета. Построение. Инструктаж. Тренажёр. Затем полёт. Перед этим – техосмотр, расчёт маршрута, психологическая настройка. В воздухе – максимальная концентрация. После – разбор, анализ, работа над ошибками. Потом снова теория, тренировки, поддержание физической формы. Так проходит каждый день. Не одинаково, но неизменно ответственно.
На вопрос, почему он выбрал военную авиацию, а не гражданскую, Асылан отвечает, что с детства мечтал не просто летать, а защищать небо своей страны. Именно в военной авиации нужны сила духа, дисциплина и готовность действовать в любых условиях, а каждый полёт – это вклад в безопасность страны.
Перед вылетом он привычно кладёт ладонь на фюзеляж и шепчет: «Моя родная, не подведи».
Асылан рассказал об одном случае во время учений. Внезапно изменилась погода и техника начала «капризничать». В такие моменты особенно важно, кто рядом.
«Тогда я понял, что значит быть настоящим офицером. Мой инструктор, подполковник Берик Толеубаев, действовал с такой уверенностью, что его голос буквально держал нас в воздухе. Именно тогда я решил: хочу быть таким же – не просто лётчиком, а тем, на кого могут положиться другие», – говорит пилот.
Сегодня именно таким офицером стал он сам. Молодым он советует не бояться армии.
«Если ты мечтаешь о настоящем деле, иди в армию. Я сам прошёл этот путь, и как военный лётчик могу сказать: здесь ты становишься сильнее не только физически, но и внутренне. Армия закаляет характер, учит брать ответственность и действовать чётко в любой ситуации. Да, путь нелёгкий, но, когда ты поднимаешься в небо под флагом своей страны, ты понимаешь, что всё было не зря», – поделился он.
В небе, как рассказал Асылан, есть свои негласные суеверия. Новую форму перед вылетом не надевают и не фотографируются, не прощаются словами «пока», только «удачи». Не потому что боятся, а просто потому что уважают то, чем занимаются.
Комментарии закрыты.