Фото: pixabay.com
По ее словам, сфера цифровых активов стала уязвимой для отмывания средств, что спровоцировало жесткую, порой несоразмерную, правоприменительную практику.
«В ряде уголовных дел по нелегальным обменным операциям суммы взысканий достигают 5–6 млрд тенге, при этом очевидно, что они не будут реально возвращены в бюджет. По сути, кроме реального срока, осужденные получают и пожизненное экономическое наказание. Подобные кейсы отпугивают не только потенциальных нарушителей, но и добросовестных участников рынка. Для дальнейшего развития сферы цифровых активов необходимо декриминализовать оборот необеспеченных цифровых активов для физлиц, при условии использования лицензированных площадок, ужесточив при этом контроль деятельности операторов», – сказала депутат.
Таким образом, по ее словам, фокус правоприменения должен быть перенесен с простых пользователей на организаторов нелегального оборота.
«Предлагается расширить инфраструктуру цифровых активов, в том числе, за счет введение в правовое поле и в поле финансового мониторинга лицензируемые криптообменники для неквалифицированных инвесторов. Обеспечить миграцию казахстанских пользователей с глобальных криптобирж на лицензированные площадки, с последующим ограничением доступа к нелицензированным ресурсам. Пересмотреть составы уголовных правонарушений, скорректировав соразмерность санкций в отношении участников цифрового рынка. Привлечь лицензированные майнинговые компании к участию в инвестиционных проектах, особенно, в области цифровой инфраструктуры и энергетики», — продолжила Смышляева.
В целом, по ее словам, сегодня сокращается участие цифровых майнеров в экономике.
«После введения лицензирования рынок стал «цивилизованным», но сократился в 4 раза. Майнинг, в хорошем смысле, «уже не тот»: компании платят налоги, ЦОДы балансируют энергосистему. Однако уровень доверия к ним остаётся низким, а участие в инновационной экономике — минимальным, несмотря на высокий потенциал. Ограниченность легального оборота цифровых активов только в рамках криптобирж МФЦА замедлила развитие инфраструктуры, внедрение новых инструментов и способствовала росту теневого обмена. Из 15,5 млрд долларов годового оборота лишь 1,4 млрд долларов (9%) приходится на биржи МФЦА, остальное — в «серой зоне», — уточнила депутат.
При этом законодательные изменения не всегда успевают за технологическим развитием отрасли цифровых активов. Перестраивать законотворческий процесс нецелесообразно — необходимы экспериментальные правовые режимы, как инструмент безопасной адаптации к новым решениям, считает она.
На данный момент депутатами совместно с регуляторами подготовлены срочные и системные предложения по изменению законодательства, включая проект Цифрового кодекса, который уже семь месяцев ожидает заключения правительства.
Комментарии закрыты.