Такси в Казахстане снова подорожает? Как новый НДС ударит по пассажирам, рассказали представители рынка
Фото Depositphotos.com
С 2026 года в Казахстане планируют повысить ставку налога на добавленную стоимость до 16% в некоторых отраслях, а также снизить порог обязательной постановки на НДС с 80 до 15 млн тенге. Изменения увеличат налоговую нагрузку на таксопарки и арендаторов автомобилей, говорят эксперты. В результате могут вырасти цены на поездки, а часть водителей окажется вне легального рынка.
Как это скажется на водителях?
Глава Яндекс.Такси в Казахстане Тайыр Байдуйсен предупредил: доходы водителей сократятся, а инвестиции в отрасль замедлятся.
«Один автомобиль таксопарка создаёт два рабочих места в месяц. Если машин станет меньше, вырастут цены на поездки даже при текущем спросе», – отметил он.
Сейчас 250 тысяч водителей ежемесячно выходят на линию, а 1 млн казахстанцев подрабатывают в такси временно, особенно зимой.
Как пояснил представитель водителей такси Михаил Асанов, на сегодня большинство извозчиков арендуют автомобили у таксопарков. Средняя ставка аренды – 12-13 тысяч тенге в сутки. По новым правилам налоговая нагрузка на таксопарки увеличится, что вынудит их повысить стоимость аренды минимум на 16%. По словам Асанова, это приведёт к сокращению заработков водителей.
«Если сейчас водитель, работая по 12-13 часов в день, зарабатывает около 10-12 тысяч тенге «чистыми», то после роста аренды его доходы могут снизиться», – подсчитал он.
Как отметили представители таксопарков, если аренда подорожает, водители начнут искать альтернативные способы заработка, включая работу вне агрегаторов – «ловить» клиентов на дорогах.
По оценкам, 60-70% водителей не смогут взять кредит на авто и останутся без работы.
Пострадают таксопарки?
Таксопарки сейчас работают по упрощённой системе налогообложения и платят 4% с оборота. Однако новый Налоговый кодекс вынудит их перейти на общую систему с НДС в 16%. Как отметил глава таксопарка Region Никита Жиляев, большинство затрат, включая закупку автомобилей и техническое обслуживание, не облагаются НДС. Это означает, что таксопарки не смогут использовать вычеты и будут выплачивать налог фактически из своей маржи.
«Средняя маржа в бизнесе такси – 8-10%. Если добавить 16% НДС, отрасль станет убыточной», – подчеркнул Жиляев.
В результате многие таксопарки будут вынуждены закрыться, считает он.
Что ждёт пассажиров?
Цена поездки складывается из нескольких компонентов: аренды автомобиля, затрат на топливо или зарядку, комиссий агрегаторов, налогов и расходов на техническое обслуживание. НДС в 16% увеличит налоговую нагрузку на таксопарки, что приведёт к росту арендных ставок для водителей. Это вынудит водителей компенсировать расходы за счёт повышения цен на поездки.
Директор таксопарка Itaxi Кожан Молдагалиев предполагает, что для конечного потребителя рост цен может составить до 22%.
Это особенно затронет регионы, где личный транспорт есть не у всех, а общественный транспорт развит слабо, отметили участники рынка.
Что говорят агрегаторы?
Представитель Яндекс.Такси в Казахстане Тайыр Байдуйсен заявил, что компания готова к диалогу с правительством, но предостерёг от резких изменений.
«Мы открыты к обсуждению, но важно сохранить баланс между налоговой прозрачностью и доступностью сервиса», – отметил он.
Реформа отразится на инвестициях?
Серик Успанов, директор крупнейшего в Казахстане таксопарка электромобилей, привлёкшего 3 млрд тенге инвестиций, предупреждает: исключение из льготного режима отпугнет инвесторов.
«Автопарки обновляются – машины 2020-2023 годов. Но если таксопарки закроются, пассажиры вернутся к старым «развалюхам» и нелегальным перевозкам», – отметил он.
Александр Гаврюшин, генеральный директор «А-Лизинг Казахстан», подчеркнул, что новые налоговые условия затруднят покупку автомобилей в лизинг.
«Рынок такси – это около 17 тысяч новых автомобилей в год, или 12% от всех продаж автопрома в Казахстане. Если отрасль лишится налоговых преференций, таксопарки перестанут обновлять автопарк, а значит, пострадает и казахстанский автопром», – заявил эксперт.
Экономист Максим Барышев добавил: такси – социально значимая отрасль. Закрытие таксопарков оставит без работы тысячи водителей, увеличит нагрузку на госбюджет и ударит по автопрому. Он предлагает сохранить ставку 12% и льготный ОКЭД для такси.
«Иначе вместо прозрачного рынка получим теневой», – резюмировал Барышев.
Сейчас представители бизнеса ведут переговоры с государственными органами, пытаясь сохранить текущую систему налогообложения для такси.
Комментарии закрыты.