Казахский орнамент в архитектуре: в Караганде выпустили фотоальбом


Фото автора

Много зданий – не только административных и общественных, но и жилых – когда-то были украшены элементами в виде национального орнамента. Юлии Ляндаевой захотелось изучить эту тему: понять, в какие годы строились эти здания, какие виды орнаментов использовались в их украшении. Вместе с карагандинским куратором современного искусства Ларисой Карчевской Юлия побывала в отделе культуры с идеей проекта, который власти впоследствии поддержали. Издание вышло на трех языках – казахском, русском и английском.

Альбом получил название «Казахский орнамент в архитектуре Караганды 1930-1950-х годов». Вместе с Ларисой Карчевской Юлия Ляндаева выезжала в разные части города, фотографируя общий вид зданий и каждую архитектурную деталь отдельно. В ходе исследования его авторы обнаружили дома с интересующими орнаментами, о существовании которых даже не подозревали – и тем ценнее были эти находки. В альбом в итоге вошли 53 здания, на которых находятся более сотни видов элементов с орнаментами.

«Абсолютно все необходимые данные мы собрали в конце августа, ближе к сентябрю. В итоге наш альбом охватил несколько районов Караганды: это центр города, Михайловка, Майкудук, Пришахтинск, Федоровка», — делится Юлия Ляндаева.

Для полноты текстовых сведений Юлия опиралась на несколько литературных источников. Это издания «Караганда. Архитектура городов СССР» Теодора Барага, «Орнамент Казахстана в архитектуре» Толеу Басенова и «Историко-культурное наследие архитектуры национального стиля Казахстана» Елизаветы Малиновской.

«Упор мы сделали и на снимки, и на историческую справку о том, как формировался национальный стиль в архитектуре Казахстана и Караганды. Остановились на периоде 30-50-х годов прошлого века: дальше архитектурный стиль заметно менялся. Все отснятые орнаменты мы разделили по видам архитектурных элементов, опираясь на классификацию алматинских авторов, которые тоже занимались этой темой в своем городе. А видов несколько: это орнаментальные вставки, панно, обрамления окон и дверей, карнизы, колонны, пелястры и кронштейны. Мы кратко описываем их и представляем их фото», — рассказывает Юлия Ляндаева.

Для Ларисы Карчевской работа над альбомом стала интересным опытом: ей было любопытно исследовать город.

«Я для себя, например, заново открыла Майкудук. В нем сохранился уют из прошлого, при этом появились новые архитектурные объекты. Кроме того, эта работа отразилась на моем восприятии архитектуры городов в целом: теперь, приезжая куда-то, обращаю внимание на облицовку зданий, ищу орнаменты, модернистские элементы. Это придает особый вид городу. Кроме того, мы общались с неравнодушными жителями, к нам подходили и полицейские – им было интересно, чем мы занимаемся, они с удовольствием с нами беседовали. Был момент, когда мы пытались выяснить назначение одного пространства в Майкудуке, и продавцы магазина тоже нам помогали. Особенно приятно было наблюдать, как прохожие поднимали взгляд – посмотреть, что мы снимаем, и тоже замечали орнаменты», — поделилась Лариса Карчевская.

Были и трудности: многие элементы на данный момент закрашены, повреждены, испачканы краской или грязью, закрыты ветками деревьев. Где-то достойную съёмку мешала произвести погода, где-то – ремонт зданий, где-то – близлежащая стройка, а некоторые орнаменты просто находятся высоко, и для них приходилось дополнительно искать ракурсы.

Большое значение авторы придали оформлению альбома, чтобы он был привлекателен в первую очередь для молодёжи. И здесь сотрудничество с молодым и талантливым карагандинским дизайнером Ардак Мукановой стало очень удачным, добавляет Юлия Ляндаева.

«С Ардак мы познакомились через тех, с кем общаемся благодаря проекту «Пока не исчезло в Караганде». Ардак – молодая и перспективная дизайнер, но больше она известна за пределами нашего города. Она оформляла, в частности, казахстанский павильон на Венецианской Биеннале, создавала для этого печатную продукцию, и в целом участвует в крупных зарубежных и столичных проектах», — отмечает Юлия Ляндаева.

Ардак Мукановой работа в краеведческом направлении дала не только глубокие знания об истории Караганды, но и вдохновение для самостоятельного исследования.

«Углубляясь в материалы, я хотела продолжать изучение темы, искать новые источники и развивать аналогичные проекты. Такой опыт бесценен в плане личного роста и профессионального развития. Работа над альбомом велась в сжатые сроки, но нам удалось уложиться в рамки, сохраняя высокое качество – благодаря слаженному взаимодействию с художниками, переводчиками, редакторами и другими профессионалами, а также с типографией. Я получила уникальный опыт наблюдения за полным циклом производства книги, от идеи до воплощения. Особенно рада, что проект связан с моим родным городом, и я смогла заново открыть для себя историю Караганды», — рассказывает Ардак Муканова.

Подобные проекты имеют огромное значение для городов – особенно небольших, где зачастую не сохраняется достаточное количество исторических источников и материалов, отмечает дизайнер.

«Сохранение и документирование архитектурных и культурных объектов важно, кроме того, для осмысления исторического периода. Такие издания делают историю доступной для широкой аудитории, позволяя узнавать больше о городе, его культурном наследии и уникальных чертах. Я уверена, что авторам альбома удалось популяризировать казахские орнаменты в архитектуре Караганды. Несмотря на схожесть архитектурных мотивов 1930-1950-х годов в разных регионах, уникальные элементы, представленные в альбоме, способствуют росту узнаваемости Караганды и её культурного наследия», — делится Ардак Муканова.

Уже скоро желающие узнать больше об архитектуре города смогут это сделать. Руководитель отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта Караганды Баян Нуртаева уточняет, что альбом «Казахский орнамент в архитектуре Караганды 1930-1950-х годов» имеет тираж 200 экземпляров, а распространяться будет в библиотеках Центральной библиотечной системы города и области.

Фото автора
Фото из личного архива 
Юлии Ляндаевой 

Источник: ekaraganda
Обратите внимание

Комментарии закрыты.