Фото: Oleksandr P/ Pexels.com
Текущие проблемы
Возможные пути решения проблем неполных семей и матерей-одиночек предложили обсудить общественники Казахстана. Дискуссия состоялась при участии фонда развития парламентаризма, в который за помощью и со своими предложениями по корректировке законодательной базы обратилась группа казахстанских соло-мам. Главным образом их интересует эффективность работы системы принудительного взыскания алиментов. Однако эксперты считают, что проблема много шире.
Директор кризисного центра «Коргау» Анна Рыль, описывая возникшую в республике ситуацию, отметила, что одной из главных сложностей остается возникновение в неполных семьях кризисных ситуаций. Часто речь идет о сексуальном или физическом насилии. Но нередко женщины остаются буквально на улице с ребенком без средств к существованию. По словам Анны Рыль, которая уже 19 лет работает в этой сфере, кризисных центров для размещения одиноких мам нет либо их недостаточно.
«Даже если для соло-мамы находят жилье, то встает проблема получения государственных пособий. У многих нет прописки. Нам иногда приходится прописывать женщин на базе наших организаций, чтобы они могли оформить документы. Сталкиваемся и с другими сложностями. У кого-то было открыто, но не ликвидировано ИП, кто-то так и не развелся официально. Сложно работать с частными судебными исполнителями, отцы детей скрываются или платят минимальные алименты», – перечислила Анна Рыль.
Сегодня, по словам специалистов в области защиты прав женщин и детей, возросло число обращений по фактам сексуального насилия. В том числе в отношении малолетних детей. Специалисты центра «Коргау» в 2008 году сопровождали пострадавших по трем подобным делам. За последний год это уже 90 фактов, когда психологи центра оказывали помощь пострадавшим и сопровождали их, помогая довести дело до суда.
Де-юре и де-факто
Юристов в текущей ситуации смущает тот факт, что в Казахстане с юридической точки зрения нет понятия «неполная семья». Потому нет признаков, по которым можно было бы оценивать самодостаточность семей. Соответственно, нет статуса «мать-одиночка» или «отец-одиночка», которые бы дали людям право на льготы со стороны государства.
Рисков для детей, растущих в неполных семьях, множество. В этом длинном перечне сложности с покупкой или арендой жилья, трудоустройством соло-родителя, невозможность отдать малыша в сад с двух лет для выхода на работу, высок риск бедности. Не менее высок риск для ребенка стать частью девиантных или откровенно преступных сообществ.
«Я бы не хотела, чтобы мы сводили всю помощь к пособиям или льготам. Люди порой целенаправленно пытаются создать условия для получения этой финансовой поддержки: разводятся, уходят с работы. В результате господдержка превращается из временной в постоянную. Надо развивать семейную политику. В нацкомиссии по защите прав женщин часто об этом говорю. Надо поддерживать все типы семей, даже успешные и независимые, чтобы мы могли поднимать экономику страны», – отметила председатель ОЮЛ «Союз кризисных центров», а также член нацкомиссии по защите прав женщин Зульфия Байсакова.
В этой мысли ее поддержали другие эксперты. По мнению специалистов в области семейно-демографической политики, основной акцент нужно делать на поддержке не соло-родителя, а ребенка.
«В мире 17 типов семей. И если мы начнем подводить разные типы семей под льготы, то бюджет не выдержит нагрузки. Мировой опыт показывает, что эффективнее выстраивать работу вокруг ребенка. Нам неважно, какая семья, сколько родителей. Главное – ребенок не должен испытывать нищеты. Исходя из этого, можно рассчитывать, какую помощь необходимо оказать: доступ к соцуслугам, правильное питание, обеспеченность одеждой», – отметили эксперты.
Пока же соло-родители часто лишаются работы из-за своего социального статуса, как «неблагонадежные». В том числе по причине вынужденного оформления регулярных больничных из-за болезни ребенка.
Не так давно матерей-одиночек исключили из списка категорий, имеющих право претендовать на получение государственных грантов для реализации бизнес-идей. Хотя специалисты отмечают, что часто именно эта категория наиболее трудоспособна и эффективна.
В новых условиях
Эксперты признают, что Казахстану нужна ревизия законодательства с позиции защиты семей, включая неполные. Хотя, по их же мнению, стоит учитывать, что введение новых льгот или льготных категорий неизбежно приведет к тому, что деньги налогоплательщиков будут тратить на выполнение новых обязательств.
Сегодня уже есть 13 льготных категорий только по жилищному законодательству. Кто-то имеет право на получение льготной ипотеки, кто-то – на коммунальное жилье, а кто-то – на получение компенсации от государства на аренду. В этом смысле не имеющие официального статуса соло-родители действительно остаются в слабой позиции.
В дискуссии на площадке фонда развития парламентаризма приняли участие и рядовые соло-мамы. Активистки, которые обратились в фонд с предложениями о корректировке законодательства, выступают за ужесточение мер к избегающим ответственности родителям. По их мнению, в случае если возникают сложности с взысканием, именно государство должно гарантировать соло-родителями получение денег на воспитание детей. Пока же они тратят немало сил и средств на то, чтобы оформить должного размера алименты. Частные судебные исполнители не всегда могут оперативно исполнить решения суда.
«Отец моего ребенка – дальнобойщик. Поверить в то, что у него минимальная зарплата, сложно. Сейчас моей дочери 11 лет, и я ухожу из дома в семь утра и возвращаюсь ближе к девяти вечера. У меня два варианта. Либо я работаю и у нас есть деньги, либо я занимаюсь ребенком и мы едва сводим концы с концами. Мое предложение: взыскивать с отцов, что не вовлечены в воспитание ребенка, зарплату для мамы», – озвучила мнение одна из активисток.
Юрист Кайрат Есимжанов добавил, что размеры алиментов должны быть ориентированы не на размер минимальной зарплаты, а на среднюю зарплату по региону. Он также считает, что в Казахстане должен быть механизм выплаты алиментов из бюджета тем детям, которые не получают их от родителей. Но у государства должен быть рабочий механизм взыскания этих средств с недобросовестных пап и мам.
Создать алиментный фонд в Казахстане предлагали уже не раз, однако предложение не находит поддержки в правительственных кругах, несмотря на рост задолженности.
Еще одна представительница инициативной группы отметила, что они не просят от государства ни пособий, ни льгот. Но возможность вовремя отдать ребенка в детский сад или на бесплатные кружки у них должна быть. Так соло-родители смогут самостоятельно обеспечить своего ребенка всем необходимым.
«У нас очень много матерей-одиночек, которые материально живут лучше тех, кто получает пособия. Но они утрачивают самое главное – общение со своими детьми. И чем дальше, тем становится хуже. Дети таких мам буквально растут в салонах красоты, магазинах», – отметила соло-мама Марина Бошель.
Частично решить проблему могло бы право соло-родителей на удаленный формат работы. Правда, не во всех сферах это станет возможным в силу специфики отдельных профессий. Однако в условиях повальной цифровизации подобный подход мог бы стать решением множества вопросов, касающихся воспитания ребенка и получения им образования в неполных семья. Государство со своей стороны должно, по мнению некоторых экспертов, восстановить институт ясельных групп в детских садах и групп продленного дня в школах. Впрочем, это позволит решить вопрос заработка не только неполным, а вообще семьям Казахстана.
В рамках дискуссии было принято решение о создании группы, которая начнет работу над детальным изучением вопроса благополучия неполных семей. «Крутить» тему будут с позиции возможной господдержки, в том числе без введения новых пособий и других выплат.
Комментарии закрыты.