Фото: Karl Solano/ Pexels.com
Недавно депутаты мажилиса потребовали обязать страховые компании делать страховые выплаты наследникам казахстанцев, погибших в ДТП, независимо от наличия иждивенцев.
Мы попытались посмотреть, как действующее законодательство регулирует вопросы компенсации жертв ДТП и их семей, какие пробелы есть в законах, а также каким образом страховые компании в Казахстане реагируют на дорожные происшествия с летальным исходом.
Предел ущерба
В настоящее время Законом РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (ОГПО ВТС) предусматривается компенсация за причиненный ущерб потерпевшему в следующих пределах:
— в случае гибели потерпевшего – 2 тыс. МРП;
— при установлении инвалидности первой группы – 1,6 тыс. МРП;
— второй группы – 1,2 тыс. МРП;
— третьей группы – 500 МРП;
— ребенку с инвалидностью – 1 тыс. МРП;
— за вред, причиненный имуществу, – 600 МРП.
В состав наследства могут входить лишь те права и обязанности, носителем которых при жизни был сам наследодатель.
Как сообщили в агентстве по развитию и регулированию финансового рынка РК, за последние три года страховые премии по договорам ОГПО ВТС увеличились в 1,4 раза, достигнув 96,8 млрд тенге, при среднем ежегодном приросте в 7%. Вместе с тем сумма страховых выплат по договорам ОГПО ВТС за аналогичный период увеличилась вдвое, достигнув 64,6 млрд тенге. В среднем ежегодный прирост страховых выплат составляет почти треть, или 29%.
«В результате смерти пострадавшего при ДТП компенсация по возмещению ущерба предусмотрена лицам, находящимся у него на иждивении и потерявшим источник дохода после его смерти.
Расширение перечня лиц, которым будет возмещаться ущерб в результате смерти пострадавшего, приведет к существенному сокращению суммы возмещения, выплачиваемой иждивенцам», – ответили на наш вопрос в АРРФР.
В агентстве также рассказали, что в настоящее время в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг» планируется реализация информационного взаимодействия между АИС «Единая страховая база данных» с информационными системами КПСиСУ в части автоматического получения страховыми организациями сведений о пострадавших в результате ДТП и дальнейшего осуществления выплаты компенсации без обращения потерпевшего.
Однобокая ответственность
Между тем своим мнением касательно выплат компенсаций казахстанцам страховыми компаниями поделился президент ОО «Ассоциация безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов. Мы задали ему ряд вопросов.
– Почему наследники не получают компенсацию за смерть в ДТП близкого человека, в то время как за смерть домашнего животного такая компенсация предусмотрена?
– Этот вопрос меня тоже всегда интересовал. Возможно, это связано с тем, что многие люди недостаточно юридически грамотны. Например, если у нас нет ответственности перед потерпевшими, то за ущерб, причиненный автомобилю, предусмотрена компенсация в размере 400 МРП (месячных расчетных показателей), а за вред здоровью — 100 МРП. Многие думают, что в ДТП главное — это ответственность за имущество, хотя на самом деле гораздо важнее не нанести вред здоровью.
Согласно юридической практике, пострадавшие в ДТП относятся к третьим лицам. Однако никто не учитывает, что родственники погибших также страдают от потери. Прямые родственники должны получать компенсацию, и это может быть оформлено как отдельная статья или норма ответственности. В настоящее время у нас существует ответственность только за причиненный ущерб и вред здоровью.
– Как действующее сегодня законодательство регулирует вопросы компенсации жертв ДТП? Есть ли пробелы в законах, которые способствуют отсутствию выплат, по Вашему мнению?
– Страховые обязанности должны быть пересмотрены. Например, если виновник ДТП должен нести ответственность за причинение вреда, то это должно быть четко прописано в законодательстве.
Действующее законодательство регулирует вопросы компенсации жертвам ДТП, но, по моему мнению, существует ряд пробелов. В Казахстане сумма покрытия страховых выплат при нанесении физического вреда здоровью может достигать 2600 МРП. Но процесс получения этих выплат требует тщательного изучения законодательства.
В случае гибели человека законом в рамках обязательного автострахования установлена страховая выплата в размере 2 тыс. МРП, или 7,2 млн. тенге. Страховые компании часто скрывают информацию о таких выплатах и минимизируют свои обязательства.
– Какую роль, на Ваш взгляд, должно играть государство в обеспечении компенсации для семей погибших в ДТП?
– Во-первых, государство должно инициировать ответственность за безопасность дорожного движения и создавать безопасную инфраструктуру. Если ДТП произошло из-за ненадлежащего состояния дороги (например, ямы), то ответственность несет собственник трассы – будь то республиканского, областного или городского значения.
К сожалению, в нашем законодательстве нет четких норм о максимальных выплатах в случае серьезных последствий ДТП. Также отсутствует четкое определение термина «объект повышенной опасности». Важно изменить законодательство так, чтобы объектом повышенной опасности считалась не только машина, но и сама дорога. На дороге участвуют все участники дорожного движения, и, если происходит ДТП, виновником может быть не только водитель автомобиля.
Причина ДТП должна основываться на том, была ли создана безопасная инфраструктура. Поскольку автомобиль является объектом повышенной опасности, ответственность за происшествия лежит на владельце этого объекта. К сожалению, в нашей стране часто происходит так, что причиной аварии становится другой автомобиль.
Если рассмотреть зарубежную практику, например, в Германии, то там владелец дороги также может быть признан виновным в ДТП. Объектом повышенной опасности считаются не только автомобиль, но и сама дорога — будь то трасса, улица или двор. Таким образом, отношение к дороге становится более серьезным, и ответственность может быть возложена не только на водителя, но и на родителей, которые не проследили за безопасностью своих детей.
В нашей стране мышление в этом направлении ограничено. Если инфраструктура рассматривается как объекты повышенной опасности, то участники дорожного движения должны осознавать свою ответственность. Например, если автомобилист попадает в яму на дороге, важно понять причины этого инцидента. Возможно, он не заметил яму из-за грязного стекла. В идеале расследование должно быть равным для всех участников: как для водителей, так и для тех, кто отвечает за состояние дороги.
«Наши законы устарели…»
– Какие изменения ваша организация могла бы предложить для улучшения ситуации с выплатами компенсаций за погибших в ДТП?
– Необходимо начать с обучения населения. Государство не должно нести ответственность за смерть человека в любых обстоятельствах. Если инфраструктура находится в ненадлежащем состоянии, это уже вопрос управления и ответственности собственников.
Важно, чтобы люди сами заботились о своем будущем. Например, на Западе многие страхуют свою жизнь на значительные суммы. В нашей стране также стоит развивать культуру страхования.
Важно, чтобы у виновника ДТП была финансовая ответственность перед пострадавшими. Страхование должно стать инструментом материальной помощи. Я готов платить больше за страховку, если это обеспечит более адекватные выплаты при страховых случаях.
Необходима работа над законодательством: нужно собрать квалифицированные кадры для разработки новых законов и стратегий, касающихся обеспечения безопасности на дорогах и ответственности участников дорожного движения.
Что касается текущих инициатив или проектов по реформированию системы компенсаций за погибших в ДТП, то от нашей организации таких нет. Мы стремимся к тому, чтобы пересмотреть законы дорожной безопасности с нуля. Наши законы устарели по сравнению с российскими на пять-восемь лет. Важно обновить не только правила дорожного движения, но и систему страховых выплат и ответственности.
– Насколько информированы люди о своих правах на компенсацию в случае ДТП? Как можно улучшить уровень осведомленности, на Ваш взгляд?
– Страховые компании должны активно информировать о своей ответственности и условиях покрытия ущерба. Я бы предложил создать рейтинг страховых компаний по качеству их работы и уровню обслуживания клиентов. Это поможет повысить конкуренцию и качество услуг.
Проблема компенсации для семей погибших в ДТП требует серьезного внимания. Страховые компании, как правило, созданы для получения прибыли, и не каждый день случаются случаи, когда люди умирают в авариях. Однако именно такие организации должны быть готовы к рискам и выплатам. Поэтому важно продвигать информативную часть, чтобы люди понимали свои права и возможности.
Возьмем, к примеру, американский опыт: в их школьном образовании детям объясняют важность наличия прав и ответственности на дороге. Это должно быть частью образования и в других странах.
– Есть ли у вас данные о количестве случаев, когда семьи погибших не получили компенсации?
– К сожалению, такая статистика не ведется. Возможно, кому-то невыгодно говорить об этом. Это действительно интересная тема, и я рад, что вы ее поднимаете. Многие люди не обращаются за компенсацией после ДТП – здоровье зачастую оказывается у них на втором плане.
ДТП, особенно удары сзади, могут привести к серьезным травмам шейного отдела позвоночника. Это уже доказано международной практикой. Со временем такие травмы могут вызвать головные боли, ухудшение зрения и другие серьезные заболевания. Поэтому необходимо после ДТП обращаться за компенсацией.
Важно также отметить, что многие родители не следят за безопасностью своих детей в автомобиле. Часто они не пристегивают детей, что приводит к трагическим последствиям. Если ребенок получает травму, родители могут просто списать это на случайность, что также снижает ответственность за произошедшее.
– Почему так происходит? Возможно, это связано с нашей историей – переходом от Советского Союза к независимому Казахстану. Люди пережили серьезные изменения и сосредоточились на том, чтобы заработать деньги, а не заботиться о здоровье.
– Помните, для наших родителей было важно просто тепло одеться, здоровье не всегда воспринималось всерьез. Никто не прививал культуру заботы о здоровье. Сейчас это начинает меняться, но культура здравоохранения все еще недостаточно развита. Многие не знают о необходимости регулярных медицинских обследований.
– Проблема отсутствия компенсации в случае дорожных происшествий сегодня актуальна. Можете привести примеры людей, которые столкнулись с этой проблемой? Как они справились с ситуацией?
– В своей практике я встречал много подобных случаев среди знакомых. Например, в Алматы был случай – троллейбус вылетел на обочину и сбил пешехода, который, к сожалению, скончался. Однако никто, включая трамвайный парк, не выплачивал никаких компенсаций.
Есть также случай с девушкой, которая перешла дорогу на зеленый свет, не посмотрев по сторонам. Не знаю, как закончилась ее история и были ли выплачены какие-либо компенсации. Известно лишь, что виновника осудили. У нас важнее всего решить проблему с виновником. При этом никто не понимает, насколько важно обеспечить финансовую защиту тех, кто потерял близких. Это чья-то дочь, которая могла бы в будущем заботиться о своих детях и родителях-пенсионерах.
Проблема заключается в том, что многие люди не обращаются за компенсацией или не добиваются ее. Многие люди инфантильны и не заботятся о своем здоровье или здоровье своих детей, довольствуясь лишь минимальными выплатами.
P.S.
В целом, исходя из слов эксперта, становится очевидно, что проблема отсутствия компенсации для семей погибших в ДТП в Казахстане давно требует решения. В связи с этим необходимы модернизация законодательства, упрощение процедур получения выплат и повышение юридической грамотности населения. Ведь только комплексный подход обеспечит защиту прав потерпевших и их семей, а также повысит безопасность на дорогах.
Комментарии закрыты.