Казахстан – это кладезь историй: режиссер о потенциале отечественных авторов


Фото: Pexels

Глава ведомства акцентировала внимание гостей на тех изменениях и постепенных реформах, которые переживает индустрия в последнее время. Уходящий год оставил за собой несколько примеров, доказывающих, что авторские истории наконец-то получают свой шанс на больших экранах (например, громкий хоррор «Дастур», критикующий некоторые закоренелые традиции патриархата).

Самое главное впереди, — уточнила госпожа Балаева, имея в виду, видимо, законопроект следующего года, согласно которому ведомство получит возможность напрямую финансировать крупные кинопроекты.

В свою очередь, упор поздравительного письма от Главы государства Касым-Жомарт Токаева, зачитанного на церемонии, делался именно на культурной репрезентации Казахстана и его идентичности по всему миру. В письме звучали высокие посылы, вроде «чистых сердец» и «духовной пищи».

На фоне этого яркого культурного события редакция Taspanews.kz тоже решила изучить вопрос отечественного кинематографа, поговорив с одним из представителей прослойки творцов.

Зачем ждать, когда кто-то другой расскажет о нас, если мы можем сделать это сами и более качественно? Какие сюжеты могли бы максимально точно отразить уникальную суть Казахстана, его традиций и фрагментов истории? Может ли помочь молодому автору кто-то, кроме него самого? На эти вопросы и не только ответ корреспонденту Taspanews.kz дал режиссер Асхат Кучинчиреков.

«Зритель стал более критичным и это хорошо»

Автор полнометражной картины «Бауырына салу» (2023), короткометражки «Закончился бензин» (2013) и исполнитель ведущих ролей в картинах «Тюльпан» (2008) и «Айка» (2018) Асхат Кучинчиреков выразил мнение, что отечественный кинематограф развивается хоть и медленно, зато стабильно. Доказательства тому зритель может наблюдать каждый год, отмечая фильмы, которые действительно рассказали интересную историю и стали детищем режиссера.

«Развивается и коммерческая основа, и авторская одновременно. С одной стороны, мы постепенно отходим от вечного жанра комедий про родственников в сторону хорроров и боевиков. Такое развитие привлекает бизнес, спонсоров, иногда даже меценатов. С другой стороны, отдельной тропой идет авторское кино, которое наконец-то, впервые за 30 лет, приближается к созданию образа именно казахского кино», — воодушевленно поделился режиссер.

Кинодел считает, что на условный «расцвет» казахского кино во многом повлиял сам зритель, ставший «более критичным».

«Зритель уже не тот, что раньше. Он больше не идет в кино по принципу «лишь бы что-то посмотреть». Он выборочен, иногда капризен – и это хорошо. Благотворно влияет на авторов, подстегивает их», — пояснил Асхат.

«Снова про культурную идентичность»

«Развитие происходит постепенно: мы видим, как растет визуальный стиль наших авторов, как они стремятся поймать эту культурную идентичность, о которой все сейчас говорят в условиях глобализации», — продолжил разъяснение режиссер.

Национальное кино – это бренд, считает режиссер. С ним согласится большой ряд киноделов и критиков, вне зависимости от их гражданства и языка: с переменным успехом то в одном культурном издании, то в другом мы видим заметки о новой волне «корейского кино», феномене «турецких драм» или «якутском кинематографе», который сразил жюри очередного европейского конкурса.

По мнению Асхата, это тенденция, которая вовсе не является новой.

«Каждый народ стремится рассказать свою историю, открыть свой голос – так было всегда. Национальный вопрос – это всегда про что-то древнее, мифическое, почти сказочное. Наше кино тоже к этому идет. От стадии развития до качественной драматургии. Кино – это целый комплекс факторов. Есть четкая структура, законы драматургии, но в тоже время шедевр – это про уникальность, в первую очередь. Самое сложное – предложить зрителю что-то большее, чем просто интересный визуал. Интеллектуальный труд, труд сценаристов – вот где лежит проблема и кризис современного кинематографа по всему миру, и Голливуд – не исключение», — расставил акценты кинодел.

В качестве примера удачного сочетания и культурного вопроса и оригинальной задумки режиссер привел фильм «Земля кочевников» (2020).

«Авторы сломали привычный шаблон об Америке, представили ее совсем другую сторону, словно открыли ее заново – так и создается шедевр»,— рекомендовал Асхат Кучинчиреков.

«От полигона до колониального вопроса»

От вопроса уникальности режиссер плавно перешел в сторону сюжетов, которые в теории могли бы не только пополнить копилку казахстанского кинематографа, но и вывести его на международный уровень.

«Казахстан – это кладезь оригинальных сюжетов, которые можно перенести на экран. Взгляните, ведь, по сути, у нас есть все: от трагедии Семипалатинского полигона до строительства Байконур, от массового переселения народов до ГУЛАГа, от колонизации до голодомора. Это живые, настоящие истории! Бери и делай», — восхитился творец.

По мнению кинодела, именно такие сюжеты при качественном исполнении могли бы привлечь крупные мировые площадки, вроде того же Netflix или Amazon.

«Все в руках автора»

В ответ на вопрос о необходимости поддерживать молодых начинающих авторов финансово, режиссер отметил, что поддержка, хоть и важна, но не первостепенна в плане развития отечественного кинематографа. Приведя собственный опыт, Кучинчиреков пояснил: «Все зависит от самого автора и его таланта».

«В свое время первую короткометражку я снял за 20 тыс. долларов. Это были деньги, которые я получил в качестве награды за свою актерскую деятельность на одном из фестивалей. Я не стал тратить эти деньги на покупку земли или дома, нет. Я пошел и снял свой собственный фильм, так и встал на режиссерскую стезю. По-моему странно и сложно в условиях нынешнего капитального мира сидеть и ждать, что какой-то фонд или благодетель поможет тебе снять фильм. Есть примеры гениев, которые на айфон сняли короткометражку, и она стала хитом. Если ты талантлив, то для создания шедевра тебе будет достаточно 100 тыс. тенге и одной комнаты: сенсации именно так и рождаются», — объяснил режиссер.

При этом, режиссер вовсе не обесценил те сложности, с которыми может столкнуться молодой автор в начале своей карьеры:

«Фестивалей много, конкуренции тоже. Порой на программу отбирается до 6 тыс. короткометражек. Но ведь автор вкладывает в свое творчество не только деньги, но и личный опыт. Допустим, тебе удастся найти и спонсора, и деньги, но ценность картины всегда зависела и будет зависеть только от работы самого автора и его таланта».

Еще одной рекомендацией от режиссера стал фильм «Анатомия падения» (2023).

«Задумайтесь: фильм, снятый в трех комнатах, сценарий писали во время пандемии в условиях изоляции и ограниченности ресурсов. А что в итоге? Статус мирового хита и Оскар в придачу. Вот, что я имею в виду, когда говорю о том, что все в руках автора», — пояснил режиссер.

«Зацикливаться нельзя»

Асхат Кучинчиреков также прокомментировал успех казахстанских веб-сериалов, вроде «5:32» или «Черный двор», отметив, что молодое поколение творцов все же стремится в направлении клиповых картин и сюжетов. От такого формата, по его мнению, тоже отказываться не стоит. Большим студиям может приглянуться и такой продукт, но опять же, важно помнить, что основа любого успеха – это оригинальная идея.

«Надо понимать, что темы, которые «выстреливают» в Казахстане, могут найти нулевой отклик на западе. Например, тема криминала. В зарубежном кинематографе ее было и есть уже так много, что наш взгляд на нее мало кому покажется новаторским. Не стоит зацикливаться на одном. Казахстан – страна не только с огромной территорией, но и с большой и богатой историей. Было бы рвение автора, а там и качественный сценарий появится. В нынешнем мире возможности для творчества не ограничены, но единственная и самая главная сложность всегда одна и та же – найти оригинальную мысль», — подытожил Асхат.

17-ый Международный кинофестиваль «Евразия» продлится до 29 ноября. В рамках конкурса будут представлены работы не только казахстанских режиссеров, но также и киноделов из Австрии, Катара, Южной Кореи. Всего в программе, поделенной на два сектора, приняли участие 15 стран: 12 картин в международном отсеке и еще 9 в разрезе Евразии и Тюркского мира. Главную роль в фестивальном жюри в этом году занял турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан (обладатель главного приза Каннского кинофестиваля за фильм «Зимняя спячка» в 2014 году).

Источник: ekaraganda
Обратите внимание

Комментарии закрыты.