Фото: Inbusiness/Midjourney
Проект сырой и нуждается в доработке
Председатель «Ассоциации таксомоторной и прокатной отрасли Казахстана» Женис Мухиев считает, что инициатива введения саморегулирования в сфере пассажирских перевозок в целом положительная, поскольку рынок таксомоторных услуг уже достаточно развит для саморегулирования. По его словам, таксопарки, которые являются основными перевозчиками, поддерживают эту идею. К тому же это цивилизует рынок. Однако он подчеркнул, что действующая редакция законопроекта не готова к реализации.
«Мы за то, чтобы была саморегуляция, но мы считаем, что данный законопроект в том виде, что есть сейчас, не готов к реализации. Как нам кажется, он был создан в спешке и в слишком короткие сроки. Многие крупные участники не были привлечены к рабочей группе. Было несколько вопросов к тому, насколько проводился анализ регуляторного воздействия. Очень разные мнения, но при этом министерство транспорта хочет этот законопроект быстрее продвинуть», – сказал он.
Женис Мухиев обратил внимание на предложение объединить в одном саморегулируемом органе автобусные и таксомоторные перевозки, а также деятельность вокзалов.
«Для нас это проблематично, поскольку в создании палаты пассажирских перевозок должны участвовать автовокзалы, но мы занимаемся исключительно внутригородскими перевозками. Это требование не реализуемо для таксомоторных компаний», — пояснил он.
Он добавил, что поспешное принятие законопроекта может вызвать социальное напряжение, так как многие таксисты — это люди из социально уязвимых слоев населения, и любые изменения в их работе могут стать причиной недовольства.
«Поэтому, наше мнение – нужно подготовится к проекту, провести его более тщательно и только потом принимать. Палата перевозчиков должны быть, и их должно быть несколько, и как минимум они должны быть разделены для такси. В такси работает 220 тыс. человек, около 3 тыс. компаний таксопарков зарегистрировано в Казахстане. Автопарков зарегистрировано около 50-200. Разница уже огромная. Поэтому нам нужно создавать свою СРО», — пояснил Женис Мухиев.
Напомним, что недавно законопроект прошел первое чтение в парламенте и вызвал критику как со стороны депутатов, так и общественности.
Цена на такси и социальные проблемы
Депутат Мажилиса парламента Бакытжан Базарбек, выступил против инициативы. По его словам, создание единой саморегулируемой организации несет в себе множество рисков. Он отметил, что объединение такси и автобусов в одну структуру является сложным и необоснованным решением, так как эти сферы деятельности кардинально отличаются.
«Там вообще беспредел, бардак. Как это регулировать? Во-первых, невозможно объединить в одну организацию такси и автобусы. Это разные сферы деятельности. Я не совсем понимаю, какой подход использовали, для того чтобы объединить это. Я не совсем понимаю истинные помыслы самого министерства. Государственные функции, особенно, если речь идет о функциях транспортного контроля, где на карте стоят жизнь и здоровья безопасности людей, априори не должно быть передано саморегулируемой организации. Таким образом правительство, в лице министерства, создает менее уполномоченный орган, в виде саморегулируемой организации, которая будет диктовать условия таксистам, перевозчикам, автоперевозчикам и т.д», — подчеркнул депутат.
Бакытжан Базарбек добавил, что создание такого органа приведет к росту тарифов, поскольку регулирование со стороны государства будет отсутствовать.
«Рост тарифов будет сразу же, потому что никто не будет контролировать. Саморегулируемая организация этот рост тарифов контролировать не может. У них будет единственное объяснение, что это рынок. А рынок это кто? Это те, кого они загнали. Если эта опасная поправка будет принята, министерство будет разрабатывать подзаконный акт, то есть правила. В этих правилах они будут создавать условия, что выход из СРО чреват тем, что человек практически лишается права вести свою деятельность. В Мажилисе большая коалиция противников этих инициатив правительства», — отметил он.
Депутат мажилиса парламента Казахстана Мурат Абенов обратил внимание на высокую стоимость услуг такси в стране, подчеркнув, что Казахстан занимает первое место по этому показателю среди стран СНГ. Так, стоимость одного километра в Казахстане составляет 0,68 долларов, тогда как, например, в Армении — всего 0,28 долларов. В мировом рейтинге Казахстан на 24 месте. Несмотря на рост доходов таксомоторных компаний, пассажиропоток сокращается. По мнению Мурата Абенова, это связано с тем, что для многих граждан такси стало слишком дорогим.
«К сожалению, мы видим, что граждане уже не могут так часто пользоваться услугами такси. Это создает социальное напряжение, и люди все чаще высказывают недовольство, обвиняя рынок такси в монополизации», — добавил он.
Кроме того, он обратил внимание на уязвимое положение таксистов. По его словам, сегодня таксисты не защищены с точки зрения социальных гарантий и вынуждены выплачивать высокие комиссии.
«Таксисты сегодня не защищены с точки зрения социальных услуг. Плюс они платят большие проценты. СРО в том виде, которое есть сейчас, этот вопрос не решит. По сути, государство, не может решить этот вопрос и хочет передать его в руки общественного объединения, в том числе и вопросы транспортного контроля, и вопросы безопасности. Получается, что многие таксисты сегодня не имеют права выбора. Государство должно определить стандарты, как надо оказывать услуги, стандарты безопасности, прав и обязанностей пассажиров. Принять это было бы намного лучше, чем отдать СРО», — считает депутат.
Снижение инвестиционной привлекательности
Директор по связям с государственными органами на международных рынках (Яндекс) Султан Бижанов так же считает, что в текущей редакции законопроекта есть ряд рисков. Например, те, кто не войдет в состав палаты перевозчиков саморегулирования, окажутся вне рынка. По его словам, эта организация будет наделена правом решать, кто сможет работать на рынке Казахстана. Большую настороженность у эксперта вызывает передача функций контроля регулирования тарифов.
«В одном СРО будут и автобусные перевозчики и не совсем понятно, как это будет увязываться с ценообразованием такси. И из-за того, что на рынке присутствуют разные онлайн агрегаторы, каждый со своей моделью, единое применение тарифов вызывает серьезное опасение, так как нельзя разные системы под одну гребенку регулировать. Как ИТ компания, мы не очень понимаем, какую цель преследовали инициаторы, так как не очень понятно, каким образом представители саморегулирования будут обеспечивать все то что заложено в законопроекте (то же повышение безопасности)», — отметил он.
Султан Бижанов привел примеры международной практики, заявив, что подобные попытки саморегулирования в США, Великобритании, Австралии и некоторых странах Африки часто приводили к ухудшению ситуации — увеличению аварийности и снижению условий работы. По его мнению, объединение такси, автобусных перевозок и онлайн-агрегаторов в одну саморегулируемую организацию невозможно, так как эти отрасли сильно различаются по своей структуре. По статистике Минтранса, в Казахстане насчитывается 625 автобусных перевозчиков с более чем 1000 автобусами, тогда как в такси работает более 5000 перевозчиков с более чем 11 000 автомобилями. Это создает существенные риски конфликта интересов. Более того, существует опасность ограничения предпринимательской свободы, так как предложенные меры могут создать административные барьеры для новых участников рынка, что снизит инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
«Это автоматически повлечет снижение инвестиционной привлекательности рынка, в конечном итоге приведет к снижению конкуренции, а снижение конкуренции приводит к плачевным последствиям. В контексте ценового регулирования можно представить два базовых сценарий: первый – некая, плоская шкала тарифов, второе – установление лимитов. Введение и того и другого варианта кратно снизит прибыльность всей отрасли. Таким образом снижение КПН (корпоративного подоходного налога), как для онлайн агрегаторов, так и для перевозчиков, может составить от 20% до 50%. В условиях текущего дефицита бюджета, снижение налоговых поступлений от целой отрасли довольно критично», — заявил депутат.
Положительные аспекты саморегулирования
Между тем, начальник Управления административной практики Комитета административной полиции МВД РК Аскар Таженов, отметил, что передача функций в сфере автоперевозок пассажиров саморегулируемым организациям имеет несколько положительных аспектов. Среди них он выделил более тесную связь с отраслью, снижение административной нагрузки, а также мотивацию для повышения качества услуг и развития культуры безопасности дорожного движения.
«Саморегулируемые организации формируются из участников рынка, которые хорошо понимают специфику совей отрасли. Как мы понимаем, они более оперативно и эффективно будут вносить изменения по решению определенной проблемы. Более того для повышения качества услуг будут вносится изменения в стандарты, правила и разработки. Плюс тут повышается ответственность перевозчиков за безопасность пассажиров. Это тоже один из основных аспектов. У участников СРО будет мотивация повышать качество услуг, потому что будут внедрятся более высокие стандарты, и ради сохранения членства в СРО организации будут внедрять инновационные подходы. Более того СРО будет повышать культуру перевозок. Это положительные аспекты принимаемого закона», — подчеркнул Аскар Таженов.
Он подчеркнул, что при грамотной организации и эффективном взаимодействии с государственными органами, саморегулируемые организации могут стать важным инструментом для улучшения безопасности дорожного движения.
Комментарии закрыты.