Без маркировки ЕАЭС: продажу детской одежды, нижнего белья и головных уборов могут запретить в Казахстане
Фото: freepik
«Представители крупного бизнеса, точнее, оптовики, не соблюдают требования маркировки товара и продают немаркированные товары. Несмотря на упрощенную форму таможенного оформления, необходимые условия не выполняются в полном объеме. Обязательные требования по маркировке не соблюдаются. В свою очередь, операторы и крупные импортеры пренебрежительно относятся к своей работе. Как следствие, налоги не поступают должным образом. В соответствии с планом исполнения по налоговым поступлениям в бюджет не поступило 2,4 трлн тенге», – сказал мажилисмен Мархабат Жайымбетов.
Депутаты предложили правительству пересмотреть и ужесточить наказание за несоблюдение требований по маркировке товаров.
Однако эта цифра не бьется с официальными данными. По информации председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова, план по налоговым поступлениям в 2023 году составлял 1,4 трлн тенге, а не 2,4 трлн тенге. В частности, меньше налогов поступило от нефтедобывающих предприятий. Но их продукция не маркируется. План не реализован в части корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость на товары внутреннего производства и на добавленную стоимость на импорт. Это следствие того, что при планировании проекта бюджета финансовые прогнозы правительством значительно увеличены.
Тем не менее требование мажилисменов о суровом наказании бизнесменов, нарушающих правила маркировки, правительством принято. Соответствующий законопроект уже внесен в мажилис. Заместитель премьер-министра Серик Жумангарин отметил, что предложение группы депутатов о пересмотре и усилении ответственности за несоблюдение требований по маркировке товаров рассмотрено.
«В настоящее время в мажилисе парламента рассматривается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Там предусматривается статья 196-1, устанавливающая административную ответственность за продажу товаров, подлежащих маркировке. С 1 января 2026 года будет предусмотрена административная ответственность по всем товарам, подлежащим маркировке, без учета табачных изделий (статья 283 кодекса) и лекарственных средств (статья 426 кодекса)», – сказал вице-премьер.
Принятие данного документа, по его словам, позволит ужесточить требования к маркировке товаров. Как уточнил Серик Жумангарин, налог, не поступивший в бюджет с маркировки товаров, исчисляется миллиардами. К примеру, с тех пор, как в 2019 году была введена обязательная маркировка табачных изделий, недополучено 22 млрд тенге.
«По итогам 2023 года в стране маркировано 1,29 млрд табачных изделий. Но только 7,5% из них были реализованы через контрольно-кассовые машины. Соответственно, по оценкам минфина, потери бюджета в виде налогов, не полученных от доходов субъектов предпринимательства от розничной продажи табачных изделий, составили 22 млрд тенге», – сказал Жумангарин.
Нововведения касаются нарушения правил маркировки и надзора за подакцизной продукцией.
За:
— передачу товаров без оформления актов приема-передачи в информационной системе маркировки;
— получение товаров без подтверждения актов приема-передачи в этой же системе;
— продажу товаров без вывода их из оборота в установленном порядке –
— субъектам малого бизнеса грозит штраф в 100 МРП (369 200 тенге в 2024 году), среднего бизнеса – 200 МРП (738 400 тенге), субъектам крупного предпринимательства – 500 МРП (1 846 000 тенге).
Как пояснил главный эксперт управления администрирования акцизов департамента комитета госдоходов Нурдаулет Орынтай, к примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий «запрещаются оборот и перевозка табачных изделий с нарушением правил маркировки средствами идентификации.
Также субъекты внутренней торговли обязаны реализовывать маркированные товары в соответствии с Законом «О регулировании торговой деятельности».
«Однако требования не выполняются должным образом или игнорируются из-за отсутствия надлежащего административного наказания. Об этом свидетельствуют данные информационной системы маркировки, полученные в 2023 году. Из 1,02 млрд единиц маркированных табачных изделий, реализованных на внутреннем рынке в прошлом году, только 7,5% были проданы через контрольно-кассовые аппараты. Выручка от розничной продажи табачных изделий оценивалась в 22 млрд тенге. В этой связи считаем обоснованным введение этой административной ответственности для выполнения требований действующего законодательства, обеспечения экономической безопасности страны и защиты прав и интересов добросовестных участников рынка, производителей и импортеров, а также потребителей», – отметили эксперты минфина.
Ситуация в целом похожа на «тихий саботаж» со стороны предпринимателей, и так уставших от обременяющих налогов. Ведь, как говорят эксперты, они прекрасно знают, что должны обязательно маркировать табачные, меховые изделия, лекарства, обувь и другие товары. И в дальнейшем фиксировать и оформлять в специальной информационной сети путь от получения от производителя до продажи конечному потребителю. В стране проведена масштабная информационно-разъяснительная работа в этом направлении. В 2020 году в СМИ опубликована 51 публикация об обязательной маркировке, в социальных сетях – 918. В 2021 году опубликовано более 3000 публикаций в СМИ и свыше 9000 постов в социальных сетях. В 2022 году в СМИ опубликовано более 4000 публикаций, в социальных сетях – свыше 16 000 постов. А также материалы о маркировке публикуются на официальном ресурсе markirovka.kz, в социальных сетях Facebook, Instagram, YouTube, Телеграм-канале. Операторы технической поддержки звонили участникам рынка, отправляли SMS-сообщения. В 2021 году проведено более 50 вебинаров на тему маркировки табачных изделий, в 2022 году – более 60, в 2023 году – более 40.
Теперь будут приниматься определенные меры. К слову, административное наказание за нарушения в области маркировки товаров введено во всех государствах – членах ЕАЭС, которые являются участниками соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском союзе от 2 февраля 2018 года. Данное соглашение было ратифицировано Казахстаном в 2019 году. Однако Казахстан может превзойти другие страны в части наказания за отсутствие маркировки.
По данным министерства финансов, наказание за продажу товара без маркировки в России для юридических лиц составляет от 246 000 до 1 476 000 тенге, в Беларуси – в размере 50 процентов от стоимости товара, в Кыргызстане – всего 141 680 тенге. В Казахстане – 500 МРП (в этом году 1 846 000 тенге). Объем МРП увеличивается с каждым годом, а с ним растут и суммы штрафов.
По официальным данным, в Казахстане в настоящее время маркируются обувь, табачные изделия, алкогольная продукция, лекарственные средства, товары легкой промышленности, меховые изделия, молочная продукция. Кроме того, на прошлой неделе Евразийский союз резко увеличил перечень товаров, подлежащих маркировке.
«Совет Евразийской экономической комиссии рассмотрел и приветствовал предложение России о расширении перечня товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке средствами идентификации. Комиссия приняла решение внести соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты ЕАЭС. В соответствии с ним маркировке подлежат также вся детская одежда, купальные костюмы, галстуки, детское и женское нижнее белье, головные уборы», – говорится в сообщении Совета ЕАЭС.
В документе говорится, что запрет на продажу немаркированной продукции вступит в силу с 1 марта 2025 года. То есть если на товарах не будет соответствующей метки, кода Data Matrix, то их продажу запретят.
В свою очередь бизнесмены бьют тревогу, заявляя, что требование обязательной маркировки привело к резкому удорожанию товаров. Так как нанесение на каждый продукт соответствующего кода, отслеживание его движения, регистрация в соответствующей информационной системе и другие работы требуют немалых затрат.
Перевод Камилы Тузановой
Комментарии закрыты.