Источник фото: pixabay.com
«Антикоррупционной службой совместно с министерством туризма и спорта проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта. Результаты свидетельствуют о наличии системных коррупционных рисков, препятствующим развитию отечественного спорта и достижению высоких показателей на мировой спортивной арене. Только за последние шесть лет финансирование спортивной отрасли составило порядка Т1,4 трлн (2018 год – Т165 млрд, 2019 год – Т204 млрд, 2020 год – Т177 млрд, 2021 год – Т223 млрд, 2022 год – Т296 млрд, 2023 год – Т340 млрд). Запланировано выделение из бюджета еще Т1,3 трлн на текущий и предстоящие два года», — говорится в сообщении в понедельник.
Как отмечается, объем денежных «вливаний» в казахстанский спорт высших достижений в разы превышает бюджеты стран Центральной Азии и дальнего зарубежья (Канада, Норвегия, Нидерланды), выделяемых на эти же цели.
«Вместе с тем Казахстан продолжает занимать низкие позиции в медальном зачете по олимпийским играм (2020 год – 83 место (восемь – «бронза»), 2022 год – 0 медалей, 2024 год – 43 место (одно – «золото», три – «серебро», три – «бронза»)) и Всемирном спортивном рейтинге (в 2014 год – 25 место, 2018 год – 47 место, 2023 год – 42 место). Одной из причин являются системные коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению госсредств», — добавили в «антикоре».
В ведомстве указали на дисбаланс в финансировании и отметили, что «действующая политика развития отечественного спорта не направлена на эффективную подготовку отечественных спортсменов».
«Основное внимание уделяется краткосрочным успехам, достигаемым за счет натурализации иностранных игроков, в то время как системная работа по развитию собственных спортивных кадров недостаточно поддерживается. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй в дальнейшем вернулся в свою страну. Зачастую вместо взращивания своих талантов деньги тратятся на игроков других стран. Это подтверждается явным дисбалансом в финансировании спорта. Так, расходы Казахстана на массовый спорт в девять раз меньше, чем на спорт высших достижений (Т35 млрд против Т340 млрд)», — сказано в сообщении.
В ведомстве обратили внимание, что в зарубежных странах, более успешных в спорте, приоритет отдается поддержке массового спорта, который является фундаментом для спорта высших достижений.
«К примеру, в Нидерландах с чуть меньшим населением (17,8 млн) затраты на массовый спорт в два раза больше ($497 млн), чем на профессиональный ($246 млн). При этом спортсмены этой страны показывают высокие результаты на олимпийских играх. По сравнению с Нидерландами Казахстан тратит в три раза больше на спорт высших достижений, а на массовый спорт – в семь раз меньше», — уточняет антикоррупционная служба.
Также обращено внимание на формальные показатели.
«Показатели развития массовых видов спорта, заложенные в Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2023-2029 годы носят формальный характер. К примеру, акиматы ежегодно должны проводить более 20 тыс. спортивно-массовых мероприятий, в среднем три мероприятия в день. Учитывая, что мероприятия, проводимые в спортивных сооружениях и объектах, а также открытых местностях, предполагают одновременное нахождение на этих мероприятиях двухсот и более зрителей, то показатель явно завышен (пункт 40-1 статьи 1 Закона «О физической культуре»)», — обращают внимание в «антикоре».
Кроме того, ведомство заявило про размытые приоритеты
«Ввиду отсутствия приоритетных видов спорта высших достижений финансируются непопулярные и безрезультативные виды спорта. За 2023 год по 31 виду спорта нет ни одной медали. В 2024 году количество финансируемых направлений выросло до 141 вида. Так, по летним олимпийским видам спорта Казахстан развивает 44 вида, по зимним – 13. Порядка 60% финансируемых направлений спорта высших достижений относятся к неолимпийским – 84 (из 141). Ежегодно на развитие этих видов уходит – Т18 млрд (за 2023 год на олимпийские виды затрачено Т296 млрд, неолимпийские – 18, иные расходы — Т11 млрд). За рубежом приоритет отдают «точечным» направлениям спорта (в Великобритании развивают 19 видов летних олимпийских игр, в Германии – 18, в Австралии – 12)», — говорится в сообщении.
Еще одной проблемой названа слабая спортивная инфраструктура.
«Недостаток современных спортивных объектов ограничивает возможности для качественной подготовки спортсменов. Это особенно ощутимо в регионах, где спортивные сооружения часто недоступны или находятся в неудовлетворительном состоянии. Между тем, Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2023-2029 годы сфокусирована на нехватке обычных пеших троп и велосипедных дорожек. Тогда как по стране наблюдается дефицит 374,2 тыс. кв.м крытых спортсооружений, 376,4 тыс. кв.м бассейнов (наибольшая нехватка в городах Алматы и Астана, Туркестанской и Алматинской областях)», — добавили в ведомстве.
«Антикор» упрекнул спортивные организации в том, что вместо строительства спорткомплексов и футбольных академий они огромные деньги тратили на содержание легионеров.
«К примеру, самый дорогой ФК «Астана» (Т50 млрд за 2018-2023 годы, учредитель – корпоративный фонд «Фонд поддержки индустрии туризма и спорта» АО «Казспортинвест» комитета по делам спорта и физкультуры и НОК) не имеет собственной футбольной академии и инфраструктуры. За шесть лет (2018-2023 годы) на аренду футбольных полей и помещений клуб потратил Т1,4 млрд», — уточнили в «антикоре».
Кроме того, обращается внимание на непрозрачный отбор спортсменов для участия в международных соревнованиях.
«В сфере спорта высших достижений полностью отсутствует цифровизация процессов. Разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. В результате профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет призеров, спортсооружений, спортивных секций и тренеров. Отсутствие цифровизации способствует присвоению спортивных званий лжеспортсменам, непрозрачному и субъективному отбору спортсменов для участия в соревнованиях», — сказано в сообщении.
Как следствие указанных факторов, добавили в ведомстве, «такое положение дел привело к бесконтрольному освоению бюджетных средств, сопряженное с отбором аффилированных поставщиков, фиктивностью учебно-тренировочных сборов и аренды спортивных объектов, завышением оплаты труда легионерам, двойным финансированием».
«По итогам анализа внесены рекомендации по пересмотру приоритетов развития спорта, увеличению бюджета на массовый и детский спорт, централизации финансирования, развитию собственной инфраструктуры и детских академий, а также внедрению цифровизации», — заключили в «антикоре».
Комментарии закрыты.