Коллаж: Canva
Напомним, 15 января 2021 года, открывая первую сессию Парламента седьмого созыва, Глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимости законодательного оформления института онлайн-петиций. После этого началась работа, и в мае прошлого года Мажилис принял Закон «Об общественном контроле». Итак, был сделан реальный шаг на пути к тому, чтобы гражданам была предоставлена возможность свободно участвовать в общественно-политической жизни страны.
В Административно-процессуальном кодексе порядок подачи и рассмотрения петиций регулируется отдельным приложением. По таким вопросам, как изменение формы правления, административно-территориального устройства и границ страны, правосудия, амнистии, национальной безопасности, петиции подаваться не могут. Список таких тем изложен в принятом законе, в нем 17 пунктов.
По вопросам, относящимся к компетенции Правительства Республики, петиция считается поддержанной, если она получила не менее 50 тысяч голосов (подписей).
По проблемам областного уровня, городов республиканского значения, столицы петиция должна собрать 2% от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы.
Если возникает вопрос, относящийся только к акимату области, в таком случае требуется 1% голосов жителей региона. Для рассмотрения Правительством петицию должны поддержать более 50 тысяч человек.
В ходе рассмотрения петиции государственный орган проводит ряд мероприятий, создает рабочую группу, проводит публичное обсуждение. В случае нехватки голосов для вынесения петиции на обсуждение, уполномоченные органы должны в обязательном порядке рассмотреть этот вопрос в качестве обращения населения, и дать конкретный ответ. Петиция принимается в электронном и бумажном виде. Во многих селах нашей страны интернет слабый или его нет совсем. Если принимать петиции только в электронном виде, то жители населенных пунктов, где нет интернета, не смогут участвовать. Поэтому, им разрешено подавать петицию в бумажном виде.
Итак, мы отметили, что имеются 2 портала, где публикуются петиции. Первый — информационная система «Е-Петициялар», разработанная АО «Национальные информационные технологии». То есть, это портал для официального приема петиций. Отмечалось, что из 102 петиций, размещенных на этом портале, только 4 смогли собрать необходимые для рассмотрения 50 тысяч подписей. Среди петиций встречаются и такие, что не набрали даже 500 подписей.
Достигли предельного значения следующие петиции:
«Мы против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ в РК!» (опубликована 29 мая 2024 года);
О возврате часовых поясов (опубликована 22 апреля 2024 года);
Против утилизационного сбора и первичной регистрации (опубликована 10 мая 2024 года);
О запрете азартных игр для госслужащих (опубликована 29 мая 2024 года).
Граждане страны против и скрытой пропаганды ЛГБТ
1 августа прошло открытое обсуждение проекта решения по петиции «Мы против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ в РК!». В результате уполномоченный орган принял решение поддержать петицию в части требований «…защитить, оградить подростков и детей от пропаганды, культивирования сексуальных отношений». То есть, предусмотрена необходимость введения ограничений на распространение сексуального контента на детскую аудиторию.
Министерство культуры и информации отметило, что данное решение предварительное и соответствует положениям Основного закона страны, требованиям международных и национальных нормативных правовых документов, ключевым приоритетам государственной политики, отраженным в Концепции семейной и гендерной политики.
«Вместе с тем, решение Министерства основывается на Конвенции и Законе Республики Казахстан «О правах ребенка», в соответствии с которыми государственные органы, физические и юридические лица обязаны защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию», — отметила пресс-служба ведомства.
Исследования и обсуждения показали, что в настоящий момент нужно продолжить масштабную работу в этом направлении, всесторонне изучить вопрос, разработать реальный механизм его регулирования. Это требует времени.
«Позиция Министерства — частично поддержать петицию в части защиты прав обеспечения безопасности несовершеннолетних. На фоне роста преступлений против половой неприкосновенности детей требование защитить и оградить подростков и детей от пропаганды, культивирования сексуальных отношений, включая нетрадиционные, является актуальным и необходимым. Чрезвычайно важно, чтобы «дети взрослели и развивались в безопасном информационном пространстве. Наш поколенческий долг — дать им правильные духовно-нравственные ориентиры, культивировать в них традиционные семейные ценности, создать условия для приверженности национальному культурному наследию и сохранению своего генетического кода», — сказала Аида Балаева.
Возврата прежних часовых поясов не будет
По словам министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, по петиции «Вернуть время назад» рабочая группа, изучив всю представленную информацию и доказательства, научные исследования и предложения, подтвердила, что перевод ряда регионов на один час назад соответствует естественным солнечным циклам на большей части территории Казахстана и основано на научных исследованиях и предложениях.
«Часовой пояс UTC+5 является стандартным часовым поясом, максимально приближенным к природному циклу на большей части территории Республики Казахстан. На основании обоснованных научных международных исследований о положительном эффекте стандартного поясного времени и отсутствии подтверждающих данных о негативном влиянии на здоровье населения от перевода времени Министерство торговли и интеграции приняло решение отказать в удовлетворении петиции», — сказал Арман Шаккалиев.
Утильсбор не будет отменен
«Министерство промышленности и строительства, другие государственные органы и общественные активисты создали специальную рабочую группу по рассмотрению петиции по вопросам утильсбора и первичной регистрации. При рассмотрении петиции были соблюдены все требования законодательства. По итогам общественных слушаний приняли решение отказать в удовлетворении петиции», — сказал Канат Шарлапаев.
По информации АО «Жасыл Даму», общая сумма утильсбора, собранного в 2022–2023 годах достигла 447,3 миллиарда тенге. В том числе за транспортные средства и сельскохозяйственную технику уплачено 426,49 миллиарда тенге, это 95% общего утильсбора. Остальные 20,8 миллиарда тенге — платежи за товары и упаковку.
Около половины платежей (201,86 миллиарда тенге) поступило от импортеров транспортных средств.
В прошлом месяце на брифинге после заседания Правительства министр Канат Шарлапаев рассказал о том, как увеличение размера утильсбора в России влияет на рынок Казахстана.
«Я бы хотел обратить внимание на то, как ведут себя наши соседи по поводу утильсбора. Они не только его не отменяют, они его повышают. Кыргызстан поставил линию по производству Chevrolet Cobalt и Onix, и они тоже планируют вводить утильсбор. Здесь надо понимать, что в данном случае Казахстан с точки зрения размеров и первичной регистрации утильсбора уже достаточно сильно отстал от всех соседей, которые вокруг нас находятся», — сказал К. Шарлапаев.
Действительно, с 1 октября 2024 года в России намерены повысить ставку утильсбора. Например, сейчас утильсбор:
за машины с объемом двигателя внутреннего сгорания составляет 81 200 рублей (по сегодняшнему курсу Национального банка, при курсе 5,27 тенге за рубль), с 1 октября 150 200 рублей (791 554 тенге);
за машины с объемом двигателя до 2 литров повысится с 300 600 рублей (1 584 162 тенге) до 556 200 рублей (2 931 174 тенге);
за машины с объемом двигателя до 3 литров — с 844 800 рублей (4 452 096 тенге) до 1 562 800 рублей (8 235 956 тенге);
за машины с объемом двигателя 3,5 литра — с 970 000 рублей (5 111 900 тенге) до 1 794 600 рублей (9 457 542 тенге);
за машины с объемом двигателя более 3,5 литра — с 1 235 000 рублей (6 508 450 тенге) до 2 285 200 рублей (12 043 004 тенге);
за электромобили и гибридные машины — с 32 600 рублей (171 802 тенге) с 2025 года до 667 400 рублей (3 517 198 тенге).
Отметим, что в Казахстане же планируется за счет утильсборов увеличить количество лесопитомников и внедрять системы раннего оповещения о лесных пожарах в регионах.
Среди чиновников не должно быть лудоманов
Четвертая петиция была адресована Министерству туризма и спорта. В ответе государственного органа автору петиции сообщалось, что предложение полностью поддержано.
«Необходимо ввести полный и беспрекословный запрет на азартные игры для госслужащих, бюджетников, военных, работников КНБ, МВД и других силовиков. Это, как любят говорить наши чиновники, «снизит коррупционные риски». Наши чиновники еще любят ссылаться на международный опыт. Так вот, в странах, таких как Филиппины и Монголия, уже действуют подобные запреты. И среди наших чиновников не должно быть луджоманов!!!» — говорилось в тексте петиции.
В соответствии с указанным документом, расширен перечень категорий лиц, которым запрещено участвовать в азартных играх/пари. Теперь к ним добавились лица, находящиеся в Едином реестре должников. Также ограничено участие лиц, занимающих ответственную государственную должность, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, в азартных играх/пари посредством введения антикоррупционного ограничения по участию в них.
Теперь госслужащие, военнослужащие, сотрудники специальных и правоохранительных органов, руководители бюджетных организаций также не смогут участвовать в азартных играх и пари. За несоблюдение ограничения предусмотрено их увольнение.
Комментарии закрыты.