Родители и общественность проверяют карагандинские школьные столовые


Фото автора

Пока ученики одного из классов карагандинской гимназии имени Абая (№ 104) начинают день с уроков физкультуры на свежем воздухе, школьная столовая в самом разгаре подготовки к рабочему дню. Меню здесь – типовое, разработанное в управлении образования и традиционное для всех: салаты, второе, напитки, выпечка. Из салатов – овощной и витаминный, на второе – гречка с тушеной курицей, плюс компот из сухофруктов. В списке меню на информационной доске можно прочесть как ингредиенты предлагаемых ученикам блюд, так и количество калорий в них. 

Директор гимназии Жадыра Баймолдина показывает новшество: сканер Alaqan, с помощью которого дети смогут отмечать, что они посетили столовую и поели – чтобы об этом знали не только в школе, но и мамы с папами были в курсе. Данные о посещении из системы Alaqan передаются и родителям тоже – через приложение. Этот проект работает в гимназии в пилотном режиме и является частью аппаратного комплекса «Алақан Мектеп». Кроме того, такое приложение дает ученикам доступ и в школьную библиотеку.

Главный специалист отдела образования Караганды Акыл Есенбекова уточняет: следить за тем, как работает школьная столовая, и как формируется меню, могут члены межведомственной экспертной группы (МЭГ). В областной группе в такой комиссии 17 человек, в городской – 13. В состав МЭГ могут войти представители неправительственных и общественных организаций, депутаты маслихатов, сотрудники госорганов и родители.

«Дважды в месяц комиссия проводит мониторинг в пищеблоке школы – по графику, а также заседание после этих двух проверок. Все материалы таких проверок – они, кстати, проводятся без предупреждения – публикуются на сайте отделов и организаций образования. МЭГ проверяет санитарное состояние пищеблока, оборудования – рабочее оно или не рабочее, берет суточные пробы блюд, а бракеражная комиссия из группы исследует, соответствуют ли они технологическим картам. Суточная проба блюд сохраняется 48 часов, но если вдруг ребенок отравится – проба направляется в лабораторию», — рассказывает Акыл Есенбекова.

В школах, как правило, предусмотрено одноразовое питание: то есть, в первой смене это только завтрак, во второй – только полдник, объясняет Акыл Есенбекова. Тем не менее, среди учеников есть те, кто растет в социально уязвимых семьях, и этот момент учитывается: меню разработано с учетом горячих блюд, когда чередуется первое или второе. Например, в понедельник ребята могут поесть каши, на следующий день – суп.

Что наверняка не войдет в школьное меню? Напитки с красителями и добавками – вроде «Колы», холодного чая, минеральной воды со вкусом ягод или фруктов. Не разрешаются острые блюда, блюда с приправами, салаты с майонезом или кетчуп.

Среди частых проблем, с которыми сталкиваются члены межведомственной экспертной группы – недовольство родителей тем, что блюда подаются холодные или не вкусные, но эти вопросы, отметила Акыл Есенбекова, решаемые.

Стоимость питания на одного школьника составляет 520 тенге с НДС (464 тенге без НДС), а в целом на питание из областного бюджета выделено 5,8 миллиардов тенге – это больше, чем в прошлых годах. В то же время, еще один критический момент состоит в том, что арендаторы не всегда укладываются в сумму, выделенную на питание для школьников. Сейчас вопрос обсуждается, и, возможно, с января стоимость повысится, поскольку инфляции и роста цен на товары никто не отменял. Чтобы работать было рентабельно, этот показатель должен достигнуть 670-690 тенге.

Вице-президент Ассоциации розничной торговли и общественного питания Марина Лаптева добавляет: существенных нарушений в работе школьных пищеблоков не зафиксировано, но стоимость питания действительно остается одной из серьезнейших проблем. В Карагандинской области она одна из самых низких.

«На такую сумму обеспечить надлежащее качество невозможно. С этой проблемой услугодатели – предприниматели – обращались к властям от образования неоднократно, и сумма увеличилась только в 2023 году. Но с управлением образования мы работаем тесно и, надеюсь, придем к единому мнению, поскольку в других регионах вопрос постепенно решается. Это, в том числе, поможет избежать текучки поваров: из-за потока негативных публикаций репутация профессии именно в школе очень страдает. Вместе с управлением мы даже запустили проект, когда школьники наблюдают за трудом повара. Важно видеть, чтобы понимать, какой это труд», — делится Марина Лаптева.

Член МЭГ Айша Сулейменова – многодетная мама. У нее четверо детей, скоро появится пятый. Карагандинка в составе группы успевает проверить городские гимназии № 102 (здесь же состоит в попечительском совете и бракеражной комиссии), 104, и общеобразовательную школу № 66, посещает и детсады. У Айши есть доступ в пищеблок: для этого она прошла специальные медосмотры. В МЭГ она вступила после одного из Дней открытых дверей для родителей. Ее детям, говорит, питание в школе нравится.

«О жалобах мы узнаем из чатов с другими родителями – там озвучиваются нарекания о школьном питании. Отправляем эти обращения в школы, потом выезжаем с отделом образования по местам. Смотрим на сумму обеда, на вес порции, на состояние – горячее блюдо или холодное. Отмечу, что холодного обеда мы ни разу не встречали: все зависит от того, как накрыли стол для тех же первоклашек, в какое время. Потому что даже если они пришли позже минут на 10, питание может остыть. То есть, здесь имеет место человеческий фактор – как и то, что кто-то из ребят может не есть кашу, рыбу или тот же борщ. В таком случае дети могут приносить тормозки с собой», — делится Айша Сулейменова.

В Карагандинской области, рассказали в управлении образования, действует 393 государственных общеобразовательных школы. Из них организовано горячее питание в 360 школах, а в 33 малокомплектных школах оно организуется за счет буфета и кейтеринга. Бесплатным питанием охвачены 73 913 школьников, из них 68 119 ребят – это ученики 1-4 классов, а 5 794 – ученики 5-11 классов из социально уязвимых семей.

Фото автора 

Обратите внимание

Комментарии закрыты.