Минтранс Казахстана меняет правила ЖД-перевозок: что нового для пассажиров
Фото: inbusiness.kz
Судя по правилам, они направлены на обеспечение комфорта казахстанцев. Например, в документе говорится, что вне зависимости от типа вагона и категории поезда по уровню комфортности в пассажирских поездах оказывается перечень обязательных услуг. Так, уборка салона вагона и купе проводится не менее двух раз в сутки, в санузлах – не менее четырех раз в сутки (ранее было в санузлах по мере необходимости), обеспыливание ковровых дорожек и мягкой мебели проводится пылесосом не менее двух раз в сутки и по мере загрязнения.
Учитывая, что этим летом все чаще поступают жалобы казахстанцев на тараканов в поездах, даже в новых вагонах, на отсутствие туалетной бумаги и мыла, необходимость вводить эти правила назрела давно. В правила входит проведение уборки санитарных узлов с указанием в графике с подписью ответственных лиц, предоставление каждому пассажирскому месту доступа к информационным мультимедийным ресурсам, обеспечивающим информацию о:
— расписании движения поезда;
— сервисных услугах;
— основных условиях проезда в пассажирском поезде;
— правах и обязанностях пассажиров и обслуживающего персонала с возможностью размещения на информационном ресурсе отзывов и предложений по вопросам сервиса и качества обслуживания;
— доступе к развлекательным программам.
В целях обеспечения пассажиров питьевой водой с использованием бутылей указано о предоставлении резервуара с горячей и холодной питьевой водой. В правила также входит расстил постельных принадлежностей лицам с инвалидностью, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми, предоставление пассажирам с ограниченными физическими возможностями мобильного кресла-коляски для беспрепятственного передвижения в пассажирском поезде.
В пассажирских поездах, сформированных из вагонов фирмы Talgo, кроме перечисленного, оказываются следующие дополнительные услуги, включенные в стоимость проезда. Это заправка постели в пунктах формирования и оборота, за исключением плацкартных вагонов фирменных поездов, в пути следования – при смене пассажира (по желанию пассажира); обеспечение пассажиров газетами или электронной прессой.
Кроме того, в связи с внесением изменений в Закон от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» в части ограничения монополии национальной железнодорожной компании на автоматизированные системы управления пассажирскими перевозками и передачи части ее функций в конкурентную среду НЖК или операторы систем резервирования мест и продажи билетов предоставляют правоохранительным и специальным государственным органам сведения об оформленных и забронированных билетах на железнодорожном транспорте. В них указаны маршруты следования, данные пассажиров, в том числе о количестве проездных документов (билетов), приобретенных посредством интернет-ресурсов.
Согласно новым изменениям, понятие «предварительная» продажа билетов исключается. Если до настоящего времени продажа пассажирских билетов на поезда осуществлялась от 45 до одних суток, то теперь предлагается сократить срок во сто крат – от 45 до 10 минут до отправления поезда, за исключением заявок организованных групп пассажиров. На пригородные поезда – от не менее 10 суток до 10 минут до отправления поезда.
Видимо, такое новшество связано с тем, что уже за месяц билетов в наличии нет. В лучшем случае останутся только верхние места. В соцсетях даже завирусился лайфхак о том, как поступают некоторые граждане, чтобы ехать одному в купе. За месяц приобретают билеты на четыре места в купе, а за несколько часов до отъезда делают возврат трех билетов, оставляя себе один. В итоге несколько станций, а если повезет, и до конца – до пункта назначения – он (она) едет в одиночестве и комфорте. Возможно, некоторые пользуются таким способом, обделяя тех, кому жизненно и крайне срочно необходимо выехать в этот день.
В правилах указано, что продажа проездных билетов на места в специализированном купе, предназначенном для проезда лиц с инвалидностью, производится с момента открытия продажи до отправления поезда:
— лицу с инвалидностью первой группы, имеющему затруднение с передвижением, использующему для передвижения вспомогательные средства (тифлотрости, костыли, ходунки, кресло-коляски) или помощь других лиц;
— ребенку с инвалидностью и сопровождающему его лицу;
— лицу, не имеющему инвалидности, но следующему при неотложных поездках в медицинскую организацию, сопровождающим его лицам.
При этом оформление производится только в билетных кассах. Причем пассажирам остальных групп инвалидности – за 7 суток до отправления поезда. Оформление билетов производится при предъявлении документов пассажира с подтверждением статуса лица с инвалидностью.
Письменная заявка от организованной группы пассажиров, организованной группы детей на резервирование мест в поездах принимается от физических и юридических лиц не менее чем от 45 суток и не позднее 3 суток до отправления поезда при наличии мест в случае оплаты по безналичному расчету. Заявка принимается не позднее 6 суток до отправления поезда.
«Учитывая практику и пожелания заинтересованных лиц, а также техническую возможность перевозчика по включению вагонов в пассажирский поезд, допустимо увеличение сроков подачи заявок на перевозку организованной группы пассажиров до 3 суток до отправления поезда. Поскольку полная оплата стоимости проезда производится в течение 3 дней после резервирования мест, отсутствует необходимость взимания предоплаты в размере 30%. В случае не выкупа билетов резервированные места выходят в свободную продажу», – отмечают разработчики документа.
Помимо этих изменений, правила дополнены новыми пунктами. Например, при проезде в вагонах пассажирских поездов пассажиры нижних и верхних мест имеют равные условия на пользование обеденными столиками при наличии их в купе или секциях согласно заводской конструкции вагонов. Разработчики документа объясняют это тем, что между пассажирами нижних и верхних мест постоянно возникают разногласия касательно пользования обеденными столиками при наличии их в купе или секциях согласно заводской конструкции вагонов.
Также поскольку размещение пассажирами ручной клади в пассажирских вагонах не регламентировано, то у пассажиров возникают споры и касательного этого момента. Поэтому дополнительный пункт в правилах гласит, что при проезде в вагонах пассажирских поездов пассажиры размещают ручную кладь в специально отведенных для этого местах. При этом пассажиры нижних и верхних мест имеют равное право на размещение ручной клади в рундуках (верхних нишах для багажа, третьих полках для багажа) при наличии их в купе или секциях согласно заводской конструкции вагонов.
Более того, предлагается запретить выбрасывать из окон и дверей вагонов мусор и другие предметы, исключить реализацию (торговлю) товаров народного потребления, распитие алкогольной продукции, за исключением вагона-ресторана, вагона-бара и купе-буфета, и употребление наркотических веществ.
Также перевозчик предлагает организовать предоставление физическим и юридическим лицам платной услуги «Бригадирский конверт», которая включает в себя прием и доставку бумажной корреспонденции в упакованном виде (конверте, не превышающем размер формата А3, толщиной до 3 см) от станции до станции по маршруту следования пассажирского поезда в порядке, согласованном с уполномоченным органом.
Указано, что это планируют в целях расширения линейки сервисных услуг в пассажирских поездах, а также для исключения несанкционированных и неоформленных случаев провоза работниками поездных бригад конвертов, пакетов в целях обеспечения безопасности движения, предупреждения террористической деятельности.
Казахстанцы, а особенно студенты и их родители, теперь не смогут провозить сырое мясо или рыбу в поезде, даже в замороженном виде.
В документе говорится, что данные продукты могут вызвать зловонные запахи, кровоподтеки или быть инфицированными, подвергая пассажиров опасности и нанося порчу имущества перевозчика.
К тому же пассажирские вагоны не оборудованы соответствующими морозильными камерами для транспортировки сырого мяса и сырой рыбы. Кроме того, при длительных опозданиях и задержках пассажирских поездов имеются риски порчи сырых мясных изделий.
В последнее время участились опоздания поездов, которые рушат планы занятых казахстанцев. Этот момент также отражен в изменениях. К примеру, при опоздании согласованных поездов по вине железной дороги билет, оформленный от другой станции, сохраняет свое действие и подлежит переоформлению на ближайший поезд, следующий до станции назначения, указанной в проездном документе.
При отказе пассажира от поездки и возврате им билета, в том числе по маршруту обратного выезда, ввиду опоздания согласованных поездов по вине железной дороги стоимость проезда и сборы возвращаются полностью перевозчиком, из-за опоздания поезда которого произошло опоздание пассажира. Сбор за операцию возврата билетов при этом не взимается.
Не допускается посадка в поезд несовершеннолетнего пассажира без нотариально заверенного документа в оригинале либо в форме электронного документа посредством сервиса цифровых документов на право сопровождения несовершеннолетнего ребенка в поездке, выписанного от имени законного представителя ребенка.
Детям от 15 лет и старше допускается проезд без сопровождения взрослого с письменного согласия его законного представителя, удостоверенного нотариально в оригинале либо в форме электронного документа посредством сервиса цифровых документов. При посадке в поезд несовершеннолетний пассажир обязан предъявить данное согласие проводнику в оригинале либо в форме электронного документа посредством сервиса цифровых документов. В случае отсутствия данного документа посадка пассажира в поезд не допускается.
Срок публичного обсуждения документа до 1 августа текущего года.
Комментарии закрыты.