Балконы жилых домов в Караганде. Фото предоставлено Юлией Лындаевой
Уже несколько лет Юлия Ляндаева наблюдает и изучает состояние архитектуры в Караганде – она же, напомним, является и ведущей образовательных прогулок по городу. Много зданий – не только административных и общественных, но и жилых – когда-то были украшены лепниной в виде национального орнамента. Юлии захотелось изучить эту тему: понять, в какие годы строились эти здания, какие виды орнаментов использовались в их украшении, а еще – все это сфотографировать.
Точкой отсчета для нынешнего исследования стал еще 2015 год: тогда все шло к авторскому проекту Юлии «Пока не исчезло в Караганде», и художница начала прогуливаться по городу с фотоаппаратом – то были прогулки для вдохновения, совмещение приятного с полезным. И тогда, восемь лет назад, вспоминает Юлия, увидела жилые дома по улице Жамбыла, где как раз и заметила орнаменты впервые для себя.
Орнамент на жилом доме по улице Жамбыла
«А прошлой осенью мы вместе с карагандинским куратором современного искусства Ларисой Карчевской побывали в отделе культуры с идеей будущего проекта, нас поддержали – мы получили финансирование. Составили список зданий, обладающих лепниной или украшениями в виде казахского орнамента и начали выезды в районы города. Сейчас в нашем списке более 50 зданий, но он меняется и корректируется в силу добавочных сведений», — делится Юлия Ляндаева.
Юлия Ляндаева
Проект «Исследование казахского орнамента в архитектуре Караганды советского периода» имеет культурный, исторический, образовательный контекст. Он призван способствовать интересу к истории города, сохранить его историческую память и национальную идентичность, а также привлечь внимание к историческим зданиям и памятникам архитектуры Караганды.
Подготовительный этап проекта уже позади, сейчас почти завершен сбор данных для изучения и составления каталога: Юлия Ляндаева и Лариса Карчевская собирают фото и текстовые материалы. Помимо этого будут опираться и на специальную литературу – как советского времени, так и современную, а также работать с архивами, библиотеками и музеями, чтобы важные для проекта сведения вошли в будущее издание.
«Так мы сможем максимально детально разобрать каждый орнамент и рассказать о нем. Кроме того, сможем поведать и об отдельных элементах, имеющих свое название, и их истории, поскольку есть виды орнаментов, которые существуют уже очень давно. Изучаем и то, почему именно такие орнаменты стали включать в оформление архитектуры», — рассказывает Юлия Ляндаева.
Куратор современного искусства и основатель Немузея современного искусства The Steppe Лариса Карчевская поддерживает Юлию не только как фотограф. Лариса, добавляет художница, оказала большую поддержку еще на подготовительном этапе: помогла оформить идею проекта, поскольку работа предстояла очень объемная и затратная.
Лариса Карчевская
Сама Лариса Карчевская отмечает: изучать орнаменты в архитектуре – любопытно. У нее самой, к слову, тоже нашлись издания по архитектуре, которые помогут в составлении каталога.
Подготовительный этап проекта уже позади, сейчас почти завершен сбор данных для изучения и составления каталога: Юлия Ляндаева и Лариса Карчевская собирают фото и текстовые материалы. Помимо этого будут опираться и на специальную литературу – как советского времени, так и современную, а также работать с архивами, библиотеками и музеями, чтобы важные для проекта сведения вошли в будущее издание.
«Так мы сможем максимально детально разобрать каждый орнамент и рассказать о нем. Кроме того, сможем поведать и об отдельных элементах, имеющих свое название, и их истории, поскольку есть виды орнаментов, которые существуют уже очень давно. Изучаем и то, почему именно такие орнаменты стали включать в оформление архитектуры», — рассказывает Юлия Ляндаева.
Вслед за этапом исследования последует создание самого каталога, его верстка и печать. Каталог, надо отметить, планируется выпускать на трех языках – казахском, русском и английском.
Оформление окон Дворца горняков
Список объектов, которые войдут в издание, сейчас охватывает районы Михайловки, Нового города и Майкудука, он дополняется во время выездов. Большая часть «героев» проекта, говорит Юлия Ляндаева – это все-таки жилые здания, а не только памятники архитектуры вроде Дворца культуры горняков (хотя они тоже есть в списке).
Оформление жилого дома по улице Магнитогорская
Подготовительный этап проекта уже позади, сейчас почти завершен сбор данных для изучения и составления каталога: Юлия Ляндаева и Лариса Карчевская собирают фото и текстовые материалы. Помимо этого будут опираться и на специальную литературу – как советского времени, так и современную, а также работать с архивами, библиотеками и музеями, чтобы важные для проекта сведения вошли в будущее издание.
«Так мы сможем максимально детально разобрать каждый орнамент и рассказать о нем. Кроме того, сможем поведать и об отдельных элементах, имеющих свое название, и их истории, поскольку есть виды орнаментов, которые существуют уже очень давно. Изучаем и то, почему именно такие орнаменты стали включать в оформление архитектуры», — рассказывает Юлия Ляндаева.
Оформление жилого дома по улице Абая
Карагандинка отмечает здания ДК горняков и Академического театра музыкальной комедии (они расположены ближе к крыше): да, горожане видят их, возможно, каждый день, но важно присмотреться к деталям.
Здание КАТМК (узоры расположены ближе к крыше)
«При подробном рассмотрении еще раз убеждаешься в большом разнообразии элементов! Оформление фасада, арок, колонн, окон… Везде – разные тонкости, и это поражает. И когда изучаешь орнаменты – это уже само по себе открытие. И конечно, еще поражает то, как интересно и разнообразно оформлялись жилые дома. Да, они построены очень давно – вроде бы, типовые двухэтажки, трехэтажки, но их внешний облик украшался именно лепнинами в виде орнамента или другими конструкциями подобной формы. Опять же, расположение этих украшений – разное, есть интересные розетки внутренних орнаментов. Дома эти спрятаны во дворах, их, возможно, мало кто видел– но это очень интересно. Например, в Майкудуке, в глубине двора, есть такие постройки, в Михайловке – на улице Московской и по дороге на Михайловский рынок», — делится Юлия Ляндаева.
Квадратные розетки – оформление дома по улице Воинов-интернационалистов
Состояние у такого лепного декора, конечно, разное, признается Юлия Ляндаева. Где-то оно более удовлетворительное (например, по улице Абая), где-то (по улице Жамбыла) – хуже, поскольку дома, элементарно, много лет не красили. Где-то видно, что материал, из которого сделан элемент, начинает разрушаться. К сожалению, не все такие архитектурные украшения реставрируются и сохраняются должным образом, добавляет Лариса Карчевская. Где-то они полуразрушены, где-то – почти исчезли, какие-то закрашиваются.
Розетка — оформление жилого дома по улице Московская
Так или иначе, делится Юлия Ляндаева, подобные проекты имеют свою важность. Читатели такого каталога смогут глубже изучить казахский орнамент, лучше узнать историю своего города, разглядеть его уникальность и научиться замечать его архитектурные особенности.
«Сейчас, когда мы делаем особый акцент на развитие культуры страны и ее искусства в целом – а оно имеет глубокие корни, важно изучать, когда и с чего началось использование орнамента, в том числе в архитектуре. Такие вопросы хочется изучить и зафиксировать полученные сведения, тоже являющиеся частью истории нашего города», — заключает Юлия.
Лариса Карчевская фотографирует оформление жилого дома по улице Ермекова
Руководитель отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта Караганды Баян Нуртаева отмечает: проект Юлии Ляндаевой «Исследование казахского орнамента в архитектуре Караганды советского периода» – часть другого большого проекта KarArt, посвященного юбилею города.
«В целом же серия проектов под общим названием KarArt концентрируется на истории Караганды и включает цикл выставок, встречу и пленэр с художниками из Алматы, Астаны и других городов Казахстана, которые напишут наш город. В числе других проектов в рамках 90-летия города – а их более 16 – будут задействованы и художники, и поэты, и композиторы, и непрофессионалы, и молодежь. До сих пор действует проект «Искусство для всех», когда дети бесплатно посещают театры и музеи. В этом году мы запустили проект по гончарному делу: мастер-классы даются для школьников и студентов бесплатно, а происходит это в специальной юрте близ сцены в Центральном парке. Для детей из отдаленных районов проводятся экскурсии по Караганде: им рассказывают о городе и показывают его знаковые места», — рассказывает Баян Нуртаева.
Фото из личных ахривов Юлии Ляндаевой
и Ларисы Карчевской
Комментарии закрыты.