Фото автора
В музее театра имени К.С. Станиславского обустроили уютную локацию для беседы, а по второму этажу в день встречи расположили картины, посвященные Караганде – работы учеников школы искусств № 2. Во встрече со зрителями участвовали не только актеры – а среди них были Людмила Пекушева, Иван Немцев, Павел Кондратьев, Вадим Ахметов, Василий Злобин – но и Елена Нумерова, заведующая литературно-драматической частью театра с 2004 по 2021 год.
Служить в театр спикеры пришли при разных обстоятельствах – об этом рассказали прежде всего представители старшего поколения. Людмила Пекушева, к примеру, еще в детстве участвовала в постановках «дворового театра», за этим последовал драмкружок и ДК горняков, а, получив профессиональное образование в училище Иркутска, она начала служить в театре – сначала в Таразе, а после – в Караганде.
История Василия Злобина, уроженца Темиртау, тоже начиналась похожим образом, но его позвали в театр «Современник», где тогда набирали коллектив. Позже он тоже отправился учиться в Иркутске, а потом вернулся в родной регион, и его в 1985 году пригласили в театр имени К.С. Станиславского, где первую роль он получил в сказке.
Иван Немцев с детства любил кино, многие кинокартины знал почти наизусть. Будучи однажды в кинотеатре заметил, что люди потоком идут в расположенный рядом театр, и тоже отправился туда. Оказалось, искали парня на роль в спектакле «Барабанщинца», и юный Иван Сергеевич решил испытать судьбу. Постепенно, рассказал, когда учился в старших классах, успел обучиться в вечерней актерской студии, а после школы пошел служить в театр. Много позже получил высшее театральное образование в институте.
У Елены Нумеровой все сложилось наоборот: профессия выбрала ее. Сначала она была корреспондентом известной в Караганде газеты «Пятница», где впервые написала свою театральную рецензию, после этого трудилась в организациях образования, но по-прежнему писала рецензии на спектакли. В то время художественным руководителем театра имени К.С. Станиславского был Генрих Оганесян, и именно он пригласил Елену Сергеевну на работу – и об этом она не жалела ни секунды.
Коснулись и культурной жизни Караганды и региона – поговорили о том, как она менялась. Елена Нумерова, к примеру, участвовала во многих творческих начинаниях еще до работы в театре. Она состояла и руководила литературным объединением «Горизонт», куда были вхожи молодые поэты.
«Не забуду, когда старшее поколение карагандинского Союза писателей говорило, что “вас надо выжигать каленым железом” – а теперь эти поэты издают свои книги в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Ялте. Наши художники-авангардисты активно проявляли себя, и они тоже сейчас – известные люди, их персональные выставки открываются и в Караганде, и за ее пределами, и за пределами Казахстана. Караганда всегда славилась талантами. Насыщенной жизнью жил и театр – а я видела спектакли еще школьницей – здесь побывали очень многие талантливые режиссеры, залы наполнялись, зрители шли», — отметила Елена Нумерова.
Раньше спектакли начинались позже – около половины восьмого вечера, и заканчивались после десяти, добавил Иван Немцев. В театр шли как на праздник: женщины – в изящных платьях, мужчины – в парадной одежде. Сейчас время куда быстротечнее, что повлияло и на длительность постановок, и на стиль зрителей – но зрителей, подчеркнул, в театре стало больше.
«У нас есть спектакли-старожилы – “Ревизор”, “Вишневый сад”, на них до сих пор аншлаги, это радует. Вижу много молодежи. Если раньше заглянешь в зрительный зал – а когда-то в занавесе делался специальный глазок – молодых было меньше. Меняются эпохи – меняется публика, но это, думаю, естественный процесс. Я очень доволен, что зритель идет к нам», — поделился Иван Немцев.
А зритель в карагандинском регионе, отметили спикеры, особенный: доброжелательный, отзывчивый, благодарный. Театров в области достаточно, действует своя филармония, действуют самодеятельные творческие коллективы, музеи и галереи – и это тоже воспитывает зрителя, заметила Людмила Пекушева.
«Наша публика еще и очень тактичная: играя спектакль, чувствуешь энергию зала и то, в какое количество зрителей она, скажем так, попала. Но бывает, люди, возможно, стесняются лишний раз выразить свои эмоции и аплодировать, но стоит подняться с мест троим, четверым – к ним подключается весь зал. В больших театральных городах я пока этого не наблюдал», — признался Вадим Ахметов, а модератор встречи, актер Виталий Мосин, добавил, что карагандинская публика раскрепощенная и в плане поддержки шуток в комедиях – люди реагируют живо.
Продолжая тему молодежи, Павел Кондратьев поделился: у театров в наше время есть конкурент – интернет, потому аудиторию подчас заинтересовать сложно.
«Да, молодежь продолжает приходить, но хотелось бы видеть еще больше молодых зрителей в театре – и хотелось бы еще большего движения, фестивалей или сборов. Например, мы работаем в своем театре, в силу разных причин редко видимся с актерами других театров, нет какого-то сообщества, не хватает, может, каких-то совместных проектов. Хочется больше единения. В то же время, сейчас все чаще ставят спектакли молодые режиссеры, которыми интересно работать – они вдохновляют своей энергией, своими идеями, это классно», — отметил Павел.
У большинства молодых людей, добавил Вадим Ахметов, представление о театре имеется как о творческом акте, где преобладают шпаги и костюмы времен Возрождения. Однако театр состоит не только из этого: он бывает разным.
«Возможно, стоит позаботиться о более ярких афишах, способных конкурировать с афишами кино, создавать молодежные движения – понятно, что все это требует организации. Можно организовать День искусства, который объединит и зрителей, и театр, или же проводить встречи в театре с молодежью. Кстати, малый зал нашего театра, где проходят показы камерных спектаклей, планируется задействовать как площадку для экспериментальных событий», — рассказал Вадим Ахметов.
Зрители тоже поделились своими чаяниями: карагандинцы признались – грустят, что нынче сняты некоторые сильные спектакли, и предложили их восстановить. Среди таких, к примеру, назвали «Не покидай меня» и «Эти свободные бабочки».
В финале встречи ее участники пожелали зрителям ходить в театр и получать интеллектуальное удовольствие, самому театру – разнообразия репертуара, хороших режиссеров и прекрасных спектаклей, вдохновения, благодарной публики, нового зрителя. Важно, подчеркнули, чтобы приходить в театр было потребностью, приносящей радость и искренний обмен энергией.
Фото автора
Комментарии закрыты.