Источник фото: Айгерим Дарибаева
Еще в 2022 году жители микрорайона Гульдер-1 обнаружили, что рядом с их домом затевается стройка. Строительная компания Profinvest начала подготавливать площадку для возведения нового жилого комплекса. Новый дом должен был появиться на месте небольшой посадки. Площадку начали расчищать. По словам жителей района, деревья выкорчевывали с корнем. Среди них были и многолетние сосны. Застройщик говорил, что деревья пересадят. Однако на сегодняшний день никто не видел место, куда пересадили деревья.
В январе 2024 года Специализированный экономический межрайонный суд Карагандинской области озвучили итог судебного разбирательства между аппаратом акима района имени Казыбек би, волонтерами и строительной компанией. Застройщика обязали провести компенсационную посадку деревьев в количестве 7200 деревьев, а также выплатить в доход государства причиненный ущерб в размере 17 356 950 тенге. Такое решение очень обрадовало эковолонтерев, членов Общественного совета и остальных участников этого разбирательства. Однако оно было обжаловано. Вчера, 17 апреля, дело рассматривали в Карагандинском областном суде под председательством судей Момбаевой З.Ж., Егоровой Ж.М. и Жунусовой А.Д. Решение вынесено не было, суд назначил еще одно заседание, что оставило много вопросов у общественности города.
Вчера представитель компании Profinvest Олег Кирьянов говорил только лишь о 17 вырубленных деревьях. Он сказал, что никем не установлен факт вырубки такого большого количество зеленых насаждений.
Жительница микрорайона Гульдер-1 Наталья Габриель с его словами не согласна:
«Всё это время мы следили, делали фото и видеосъёмку. Когда я приходила на эту территорию, мне показывали, что деревья будут пересаживать, а потом выяснилось, что их вывозили на промзону. Там такой зеленый оазис был, росли сосны! Оставили нас без зеленых насаждений. Конечно, это было не 17 деревьев, а гораздо больше. Я принимаю участие в этом процессе, потому что мне не всё равно. Сейчас во всей Караганде уничтожают деревья», — говорит Татьяна Габриель.
Депутат Карагандинского городского маслихата Бахтияр Омарханов также говорит, что в суде первой инстанции были представлены все доказательства того, что застройщик виновен.
«Сегодня общественность рассчитывала на победу. Надеялись, что жители победят, но, к сожалению, мы видим, что коллегия посчитала нужным перенести рассмотрение дела, видимо, есть дополнительные вопросы, хотя в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, всё было доказано. Представитель акимата района сейчас вновь всё четко показала и обосновала, предоставила все документы. Мы надеялись, что Областной суд поддержит нас, и в рамках Закона виновные понесут наказание. Но видим, что Областной суд еще думает», — сказал Бахтияр Омарханов.
Также депутат обратил внимание на вопрос судьи Егоровой Ж.М., который прозвучал в ходе вчерашнего заседания:
«Судья задала очень неоднозначный вопрос: «Если есть разрешение на строительство недвижимости, каким образом можно построить, не вырубая деревья, расположенные на этой территории?». Хотим отметить, что разрешение на строительство выдает ГАСК, а разрешение на вырубку деревьев — акимат района. Это два независимых госоргана. Разрешение на стройку не дает автоматического разрешения на произвол и беззаконие. Есть порядок и перечень документов, которые необходимо предоставить для получения разрешения на вырубку, однако застройщик пренебрег этим, умышленно понимая свои противоправные действия, вырубил всё и вывез умирать на промбазу», — говорит Бахтияр Омарханов.
Член Общественного совета Айгерим Дарибаева также высказалась по этому поводу:
«Мы полностью согласны с решением суда первой инстанции. Вся доказательная база есть, однако суд почему-то взял время поразмыслить. Непонятно, в связи с чем суд выходит за рамки рассмотрения гражданского дела, спрашивая о том, как застройщику строить дом, если акимат не дает разрешение на вырубку. Разрешение на строительство и вырубку дают два независимых госоргана. Ставить одно обстоятельство в зависимость от другого – неправильно. Мы удивлены, что на сегодняшний день недостаточно было пояснений представителя акимата, которые были даны», — говорит Айгерим Дарибаева.
На заседании присутствовал эколог Дмитрий Калмыков. Он говорит, что если бы деревья были пересажены, то их бы уже показали общественности. Кроме того, эколог отмечает, что на сегодняшний день в Караганде не было зафиксировано фактов успешного перемещения деревьев с одного места на другое:
«Ответственность за незаконную вырубку деревьев усиливается. Раньше было три дерева компенсационной посадки, потом пять, потом десять. Потом, по инициативе президента Токаева, увеличили до 50 деревьев за каждое незаконно вырубленное дерево. Беда в том, что не исполняется ничего: не за три, не за пятьдесят. Несмотря на доказательства, факты, полицейские протоколы, пока, к сожалению, приходится это признать, что мы — общественность, мы — народ, мы — государство терпим неудачу. Пока не удается исполнять законы, которые мы сами приняли. Сейчас речь идет о том, сможет ли государство исполнить главную свою функцию – защитить народное достояние, или не сможет. У суда сейчас очень трудная задача: на весах фемиды взвесить — коммерческие интересы застройщиков и общественный интерес за потерянные деревья», — говорит Дмитрий Калмыков.
Эколог отмечает, что в городе создан Реестр зеленых насаждений, в который внесены все деревья города. Всего зарегистрирован 1 миллион 850 тысяч деревьев:
«Представляете, сколько это стоит! Это материальная ценность, которую невозможно компенсировать за неделю, если всё это срезать, а ее режут каждый день», — сказал он.
Общественник Жумабай Искаков говорит, что он намерен добиваться справедливости:
«Я думаю, можно ожидать не тот результат, который хотелось бы. Я ожидал, что застройщик будет сопротивляться до конца. Ущерб в 17 миллионов тенге для него — сущие копейки, но высадка и содержание 7200 деревьев в течении трех лет — это уже совсем другие цифры. По моим подсчетам — это более 100 миллионов тенге. Более того, они должны будут передать эти деревья на баланс акимата. Я гарантирую, что мы будем до конца это отслеживать, пойдем до Верховного суда. Мы привлечем общественность. Если посмотреть на Google-карты, каждая застройка нанесла ущерб. Караганда вырубается за счет застройщиков. Они не одно-два дерева сносят, а десятки, сотни деревьев на любой стройке. Никто ничего не делает. С моей помощью было открыто пять уголовных дел и все они были закрыты. Это первое дело, которое пошло в производство», — говорит Жумабай Искаков.
Следующее заседание Карагандинского областного суда назначено на 2 мая 16.00 часов.
Комментарии закрыты.