Фото автора
Новая выставка собрала 65 работ членов Союза художников Караганды из фонда музея и посвящена как юбилею объединения, так и юбилею Караганды. Творчество художников 70-80-х годов стало своеобразным отражением одного из самых успешных и стремительно развивавшихся периодов города и области.
Куратор выставки Айгуль Омарова уточнила: вторая выставка из цикла «Союзу художников Караганды – 60» демонстрирует следующие десятилетия работы карагандинского творческого объединения.
«В это время старшие мастера Союза, прошедшие войну, продолжали творить, но уже уступали место более молодым талантам. Этот период обозначен новыми веяниями, экспериментами, стремлениями, стилями. Авторы воплощали свои идеи не только в картинах, но и в скульптуре, предметах интерьера, монументах, которые можно увидеть на улицах нашего города. Гости выставки окунутся в то творчество, сегодня являющееся ретроспективой, смогут сравнить и творчество более ранних художников, и более поздних, и современных мастеров, начавших свой путь в те годы и до сих пор состоящих в Союзе. Наш музей в два раза младше Союза художников, но работаем мы плотно и стали единым организмом, пропагандирующим ценности изобразительного искусства. Дважды в год у нас проходят отчетные выставки объединения, позволяющие гостям экспозиций воочию увидеть, как меняется Союз и как он развивается», — отметила Айгуль Омарова.
Секретарь Союза художников Караганды Тансык Мажитова подчеркнула: в новой экспозиции музей показывает свое сердце и делится самым сокровенным, сохраненным для будущих поколений ценителей искусства.
Владимир Троценко добавил: семидесятые и восьмидесятые годы – время, которое отмечено стихотворениями Юрия Шевчука про последнюю осень.
«Считаю, что строки именно из этой песни хорошо подходят к такой экспозиции – тем более, что кого-то с нами уже нет… Я знал всех мастеров того времени. Анатолий Кишкарев, к примеру, был удивителен своими навыками работы по дереву. Его люстры, когда-то украшавшие Дворец спорта имени Н. Абдирова, были великолепными… Потом, в девяностые, мы нашли их на помойке. Пришло новое время – люстры понадобились золотистые, а у него были деревянные… Я с ним работал по интерьерам. Было на улице Жамбыла кафе – напротив рок-клуба – я делал туда светильники. Но, конечно, и там все уже давно поменялось, особенно – интерьер. Я в те времена был архитектором в «Гражданпроекте», но с художниками общался тесно, а в Союз художников вступил лишь 1991 году. В 1982 году в Караганде появился Дом архитекторов – мы построили его своими руками – там тоже устраивали выставки и приглашали художников экспонировать свои работы. Это было место встреч. Были экспозиции, посвященные Сальвадору Дали: мы подбирали необычные полотна и скульптуры – Пети Кишкиса, Володи Герцена, Фаи Исламовой», — вспоминал Владимир Троценко.
Карагандинский искусствовед и профессор Лариса Золотарева подметила: в работах выставки «Плеяда мастеров 1970-1980-х годов» есть отголоски сурового стиля – а такое направление в искусстве стран СНГ наблюдалось в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов.
«В этих работах художник – гражданин, он вместе с народом: на шахтах, на полях, на Магнитке… Поколение художников семидесятых и восьмидесятых – иное. Конечно, оно впитывает традиции предыдущих поколений, но видение уже другое. В искусство в это время приходят такие мастера, как Фролов, Кенесбаев, Калкабаев, Камелин. У них свое восприятие мира – более светлое, оптимистичное. Появляются картины-рассуждения, картины-приглашения взаимодействовать с художником и его пониманием мира. К примеру, глядя на картину Сергея Щеголихина «Ливень», всякий раз думаю: какую же улицу автор изобразил на полотне?», — рассуждала Лариса Золотарева.
Публика на открытии выставки подключилась к рассуждениям: зрители предполагали, что это улицы Гоголя или Ленина (ныне Абая).
«Юрий Камелин тоже был прекрасным колористом – позже он уехал из Караганды в Россию, но его картины всегда радуют глаз. Его техника порой менялась радикально – и иной раз я задумывалась, вижу ли картины одного и того же художника, или это разные авторы? Мы никогда не забываем и об этнокультурной традиции нашего края в изобразительном творчестве: это и облики ханов, и знаменитых жырау, и образы наших современников, что тоже представлено – в частности, в картинах Айбека Бегалина. Выставка получилась разноплановая: здесь работы не только живописные, но и скульптуры в дереве в исполнении замечательных мастеров по дереву», — поделилась Лариса Золотарева.
Напомним, что первая выставка цикла — «Художественные истоки Караганды» – действовала в музее в январе. Тогда здесь представили работы основоположников изобразительного искусства, развивающих его в карагандинском регионе в шестидесятых.
Цена входного билета в музей Изобразительного искусства – от 100 до 500 тенге. Билет на экскурсию с экскурсоводом (для одного человека) обойдется в 700 тенге (для группы посетителей эта сумма распределяется по стоимости билетов). В будние дни музей, расположенный по проспекту Бухар жырау, 76, открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора
Комментарии закрыты.