Фото: Карагандинский областной Государственный архив
Городская среда постоянно менялась, и план города должен был соответствовать текущим потребностям и вызовам. В Караганде проводились различные проекты по развитию инфраструктуры, благоустройству и озеленению города, чтобы сделать его более комфортным для жителей и привлекательным для гостей.
Градостроительная история Караганды характерна для многих городов-новостроек сталинских пятилеток. У нее не было присущей старым городам исторически сложившейся планировки и архитектурных традиций. За невиданно короткие сроки город из убогих пришахтных поселков с покосившимися хатами вырос в крупный центр угольного района, с многоэтажными общественными и жилыми зданиями, с озелененными и благоустроенными улицами.
Можно проследить некоторые основные этапы роста города, связанные с народнохозяйственным развитием всего угольного бассейна.
Первые поселения возникли на территории современной Караганды во второй половине XIX века в районе угледобычи, примерно в центре существующего Старого города. Состояли они из землянок и юрт, где ютились рабочие.
Эти поселки состояли из саманных, дерновых хат с расписными или резными ставнями и высокими соломенными крышами. Переселенцы, кстати, привезли с собой из центральной России излюбленное дерево жителей средней полосы – тополь, который хорошо прижился в казахской степи.
Уже в 30-х годах на угольных территориях появились многочисленные пришахтные поселки. Застройка их носила бессистемный характер, благоустройства как такового, почти не было. Наряду с ними на окраинах бассейна возникли сельскохозяйственные поселки – Новая Тихоновка, Компанейск, Майкудук, снабжавшие население продуктами сельского хозяйства.
Здания, возведенные в 1931-1932 годах, мало чем отличались от построек первого периода. А вот к концу этого периода, примерно в 35-е годы, начинается массовое строительство капитальных зданий.
Наиболее значительными из них являются здания кинотеатра «Казахстан», а также клубы в поселках.
В 1930 году началась разработка первого генерального плана Караганды. Однако окончательные контуры будущего города выявились лишь к 1935-1936 годам. В этот период в районе колхозного села Большая Михайловка и было задумано создание Нового города, как административно-хозяйственного центра всей Караганды.
За период с 1936 года до начала Великой Отечественной войны в Новом городе были построены не только десятки многоэтажных жилых зданий, но и крупные общественные сооружения. Начались работы по благоустройству.
Сразу же после войны исключительно большие масштабы приняло в Караганде индивидуальное строительство. А начиная с 1948 года, возобновляется многоэтажная застройка. Строятся крупные здания, такие как музыкальная школа, травматологическая больница, летний театр, Дворец культуры.
Поток все прибывающего населения требовал организованного размещения жилья. В 1951 году в Караганду прибыли молодые архитекторы – Эдуард Меликов и Эдуард Хидиров. Силами этого коллектива была решена задача, нарушающая основные положения генерального плана города, точнее нарушающая принятый генпланом принцип сосредоточения почти всего населения в Новом городе.
Строится трамвайная линия, водопроводные магистрали. Гордостью карагандинцев становится парк, разбитый в центре городской застройки. Он был назван именем 30-летия ВЛКСМ.
Все это резко изменило в лучшую сторону условия проживания для значительной части населения Караганды. К 1959 году оно достигло 400 тысяч человек. Но город поделился на два социальных полюса: на одном строятся дворцы культуры, на другом – жилые трущобы, под которые подступают шахтные воды и газ метан. Отсутствовало самое необходимое – проект комплексного плана. Город уже перешагнул за 400-тысячное население, а органы архитектуры в своем распоряжении имели план 30-летней давности.
Наступил 1961 год, а задача составления генплана города продолжала оставаться нерешенной. Город, единожды реализовав первоочередную идею плана, выполненную в 30-х годах, повторил этот «подвиг», почти завершив к 90-м годам основные проектные положения, заложенные в новом генеральном плане, утвержденном в середине 60-х годов.
Девяти и 12-этажные дома по проспекту Нуркена Абдирова – работы архитекторов Цицина, Сидоренко, Магай, Ткачева. Город украсили скульптурные работы художников Крылова, Гуммеля, Билыка, Калмаханова, Молдабаева. Большую помощь оказывали архитекторы Алма-Аты.
Перечислить всех людей, чей труд вложен в создание красивейшего города невозможно, но все они оставят в сердцах карагандинцев и всего героического народа добрую память.
Фото и справочные материалы предоставлены Карагандинским областным Государственным архивом
Комментарии закрыты.