Город – это символ: как менялась Караганда в картинах художников

Фото автора

Лариса Золотарева – Заслуженный профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна КарУ имени Е.А. Букетова, академик Академии художеств Казахстана, Почетный доктор наук РАМ, член Союза художников Казахстана и международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков. В прошлом она – член правления Союза художников Караганды и руководитель молодежного крыла Союза, организовавший немало молодежных выставок. Ее супругом был ныне покойный Александр Золотарев – руководитель института «Караганда Гражданпроект», о котором вместе с Анной Семеновой Лариса Романовна в 2021 году издала книгу «Жизнь в архитектуре и градостроительстве».

Лариса Золотарева – уроженка Куйбышевской области. Дочь профессионального филолога и библиотечного работника, она уже в юном возрасте переехала в Караганду. Город, делится Лариса Романовна – разный, но недавно, во время прогулки по вечерней Караганде впечатления она получила самые теплые.

«Я прогуливалась по проспекту Бухар жырау, свернула на проспект Нуркена Абдирова – вечерний город мне очень понравился. Его освещение, его цветопластическое решение – все здесь очень гармонично», - делится Заслуженный профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна.

Лариса Золотарева

Автор учебных пособий, искусствоведческих статей, буклетов, каталогов, где рассматривается творчество отдельных карагандинских художников, Лариса Золотарева создает и проекты, посвященные Караганде. Собранными в них редкими сведениями профессор делится на авторских курсах с будущими художниками, дизайнерами и архитекторами.

«Ребятам такие сведения интересны. Я рассказываю им о достижениях Союза художников, которому в этом году 60 лет, о развитии Союза архитекторов, о психологии архитектурной среды. Это, кстати, побудило создать два проекта - "Архитектурное пространство Караганды" и "История города в творчестве карагандинских художников". Я их дополняю и обновляю. В студенческой аудитории всегда есть те, ради кого стоит разрабатывать такие оригинальные курсы», - рассказывает Лариса Золотарева.

В проекте «Архитектурное пространство Караганды» рассматривается система ценностей в городе, а проект «История города в творчестве карагандинских художников», впервые представленный еще к 70-летию Караганды, исследует развитие посвященного городу изобразительного искусства.

«Караганда получила статус города в феврале 1934 года, но первооткрывателем нашего угольного месторождения был Аппак Байжанов – и есть немало живописных полотен, посвященных ему. Исторический момент – когда Аппак нашел уголек – отражен в картине Петра Антоненко "Воспоминания. Аппак Байжанов". В моем архиве имеется только черно-белое фото картины. Другое произведение – картина Сейтмахана Калмаханова "Аппак Байжанов", написанная в восьмидесятых годах, которая хранится в музее имени А. Кастеева в Алматы и представлена уже в более символическом плане».

Картины Петра Антоненко, Сейтмахана Калмаханова

Лариса Золотарева отмечает: в Караганде воплощены как традиции мирового и отечественного искусства, так и традиции современности. История изображения Караганды начинается с полотен суровых – Карлаговских. И здесь профессор отмечает картины Владимира Эйферта, Леонида Гамбургера, Гилярия Гилевского – документами эпохи стали и картины Гилевского «Старая Караганда», «Среди терриконов».

Картина Гилярия Гилевского «Среди терриконов»

«Образ нашего города заметно менялся через визуальный ряд в пятидесятые годы. А здесь – уже четкий налаженный ритм Караганды, новый город теснит одноэтажные поселки и постройки... Город растет, меняет облик, строится – это отражают, например, картины Виктора Крылова: он в 1958 году пишет Бульвар Мира, ныне проспект Назарбаева – полотно светлое и уютное», - комментирует Лариса Золотарева.

Картина Виктора Крылова «Караганда строится»

Позже, в шестидесятые и семидесятые годы, художники стремятся показать уютные кварталы Караганды. Мастера кисти становятся сопричастными к повседневной жизни города, и здесь очень показательны городские пейзажи Петра Антоненко, изображение улицы Лободы кисти Павла Андреюка. Лариса Золотарева подчеркивает: художники выбирают характерные колоритные локации, передают свои впечатления, фиксируют, как застраивается город, пишут парковую зону, Дворец горняков – и все это в теплых красках.

«Это и вершина нашего шахтерского подвига, что тоже отражается в искусстве. И здесь же формируется так называемый суровый стиль, когда художник – он гражданин, он вместе с народом, он дает образ города и его людей. А люди – на полях, в шахтах, на Магнитке... Вениамин Шамшин пишет "Майкудукскую шахту", Каныш Есиркеев – "Шахту 38". Значительное место у творчества Саркиса Саносяна: он тоже проводил время на Магнитке, писал первую и четвертую домну, "Красную домну", канал "Иртыш-Караганда"... Образ Караганды здесь монументальный и величественный», - описывает профессор. 

Картина Саркиса Саносяна «Красная домна»

В семидесятые и восьмидесятые годы изобразительное искусство берет новый виток, художники пишут городские здания, уникальные и выразительные. Петр Антоненко вдохновляется гостиницей «Чайка», магазином «Юбилейный», проспектом Нуркена Абдирова. Пишут и улицу Ленина – ныне Абая, а названия самих полотен напрямую отражают их содержание. По сути, это художественные документы эпохи, вошедшие в летопись Караганды.

«В эти же годы в творчестве усиливается лироэпическое начало. Например, у одной из наших художниц и поэтесс, Людмилы Смирновой, появляется картина "Сумерки. Дворик детства" - уютная, ностальгическая, трогательная. Возможно, на качелях автор изобразила себя – и это уже ее мировосприятие, которое дополняет настроение полотна», - отмечает Лариса Золотарева.

Картина Людмилы Смирновой «Сумерки. Дворик детства»

Одними из ярких работ эпохи становятся творения Юрия Камелина «Весна в городе», Марата Джунусова «Город и деревня», где город окружает и поглощает деревню своей геометрической формой. Эти картины, надо сказать, почти не экспонировались на выставках, что делает их особенно редкими и интересными для изучения.

Картина Марата Джунусова «Город и деревня»

«Ерлан Айтуаров в это время пишет полотно "Сарыарка - Караганда": работа похожа на триптих или коллаж. В левой трети картины зритель видит шахты, словно двигаясь в автобусе, в центральной трети – жилые дома и проспект Нуркена Абдирова, в правой трети – шахтерский праздник: горняки выходят к зрителю с цветами», - делится Лариса Золотарева.

Картина Ерлана Айтуарова «Сарыарка - Караганда»

Облик родной Караганды, добавляет профессор – многоплановый, разнообразный, но, конечно, стороной художники не обходили и экологические проблемы. Юрий Камелин, к примеру, писал Старый город, дорогу в Майкудук и Пришахтинск – но с основной идеей о том, что сохранять важно каждый уголок города.

«Тема города, остается одной из центральных и на рубеже столетий – ближе к 2000-м годам. Настоящий изобразительный рассказ о Караганде – в живописных работах Сергея Щеголихина: у его картин мажорный тон, импрессионистическое письмо. К образу города обращается Мадихан Калмаханов, отражая шахтерские будни. Любимыми персонажами полотен остаются Дворец горняков, Летний театр, русский драматический театр имени К.С. Станиславского. Немало городских пейзажей пишет Айбек Бегалин. Каскадный фонтан, написанный Иваном Басаевым – тоже документ эпохи: терракотовый мрамор, объемные украшения в виде шаров... И когда на эту акварель смотрят зрители, кажется, что перспектива куда глубже, чем в реальности. Сейчас величественность фонтана, правда, потерялась: серий оттенок гранита мельчает перспективу», - признается Лариса Золотарева.

Картина Ивана Басаева «Фонтан Каскад»

Еще одним поэтом современной Караганды профессор называет Олега Дроздова, посвящающего городу десятки своих работ. Он любит Караганду многоликую и старую Караганду – дома по улице Чкалова, со старыми балконами, с балясинами и колоннами на них, дает интересные пространственные решения. Его работы наполнены цветом и светом, жизнью города и жизнью человеческой души.

Картина Олега Дроздова с изображением Дворца горняков

«Образ Караганды – один из главных и у Владимира Проценко. Он влюблен в ландшафт родного города, и посвященные ему работы не раз представлял на персональных выставках. У Владимира есть серия выставок "Четыре сезона", где также экспонировались посвященные Караганде полотна. Надо сказать, что неравнодушное отношение художников, их сопричастность к жизни города делают их искусство глубоко гуманистическим, оптимистическим и человеческим. Городской индустриальный пейзаж – это одна из граней нашей Караганды», - заключает Лариса Золотарева.

Картина Владимира Проценко с изображением вида с площади Гагарина

Говоря о проекте «Архитектурное пространство Караганды как система ценностей», Лариса Романовна цитирует известного французского архитектора Ле Корбюзье: архитектор – это не только проектировщик или градостроитель, он психолог и поэт, а город – это плод человеческого творчества, мощный образ, действующий на сознание человека.

«То, как человек видит психологическую проблематику, как воспринимает психологию окружающей городской среды – это очень актуально и сейчас. И в своем проекте к системе ценностей я обращаюсь на примере городского пространства Караганды. Мы обращаем внимание на художественные ценности, когда архитектурные объекты воспринимаются как произведение искусства. Допустим, когда у нас в середине пятидесятых установили памятник Пушкину – это стало еще одной художественной ценностью города наряду с другими памятниками – Абаю, Сейфуллину, Гоголю... В этом же списке, кстати – мозаики и муралы», - поясняет профессор.

В прошлом году, делится Лариса Золотарева, она дала студентам четвертого курса, будущим дизайнерам, задание: собрать все муралы по Карагандинской области и рассказать о них. Ребята с интересом искали изображения всех муралов, работали с удовольствием и получили полезный опыт.

«В городском пространстве с художественными сопряжены и эстетические ценности – а к таким можно отнести музеи и театры, сакральные – это религиозные сооружения, общественные – среди таких, допустим, стадион "Шахтер", индивидуальные – которые касаются восприятия жителей. Например, нам все еще не хватает городских пространств для досуга – малых скверов, уютных уголков парковых зон, но в прошлом году на проспекте Абдирова появились курдонеры. Караганду можно рассматривать с точки зрения идеологических ценностей – к таким можно отнести Парк Победы, где, кстати, впервые ввели образ ротонды в нашем регионе. Это лишь часть огромного списка... Город – опять же, по Ле Корбюзье – место жизни и орудие труда, призванное защищать человека и создавать условия для работы. И городу, и дому придается эмоционально-психологическое измерение: даже если с закрытыми глазами мы пройдем по улицам – то почувствуем эту среду психологически», - резюмирует Лариса Золотарева.

Именно так, добавляет профессор, в архитектурной среде Караганды сформировалась своя система ценностей. Они воспринимались, принимались или отвергались в ходе деятельно-психологического, общественного и индивидуального освоения городской среды. И сейчас процесс продолжается – потому что город продолжает жить.

В материале использованы фото автора,
фото из личного архива Ларисы Золотаревой,
скриншоты проектов Ларисы Золотаревой 

Обратите внимание

Комментарии закрыты.